В ночь с воскресенья на понедельник совет министров финансов стран еврозоны (Еврогруппа) снял угрозу дефолта Кипра – внеочередное заседание завершилось соглашением о предоставлении Никосии финансовой помощи в размере 10 млрд. евро. При этом Брюссель больше не требует от Кипра собрать 5,8 млрд. евро. Зато достигнутые с кредиторами договоренности предполагают реструктуризацию крупнейшего банка страны Bank of Cyprus – списание по незастрахованным депозитам свыше 100 тыс. евро там составит около 30%. Реструктуризация второго крупнейшего банка – Laiki bank – даст вклад в финансовую помощь островному государству в размере 4,2 млрд. евро. Счета в Laiki Bank на сумму до 100 тыс. евро будут застрахованы и переведены в Bank of Cyprus. Счета, на которых лежит более 100 тыс., временно заморозят и обложат налогом.
Финансовую помощь Кипр начнет получать уже в мае. Средства будут перечисляться траншами на ежеквартальной основе по итогам отчетов экспертной комиссии международных кредиторов. Чуть позже со слов пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова стало известно, что Владимир Путин также поручил правительству и Минфину проработать вопрос о реструктуризации предоставленного ранее Кипру кредита на 2,5 млрд. евро. «С учетом принятых Еврогруппой решений Путин считает возможным поддержать усилия президента Кипра и Еврокомиссии, направленные на преодоление кризиса в экономике и финансово-банковской системе этой страны», – пояснил г-н Песков.
Впрочем, как заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов, Россия примет решение о помощи острову после того, как ознакомится с его договоренностями с ЕС. Чиновник отметил, что ситуация с Кипром является «хорошим сигналом» для тех, кто готов перевести свои капиталы в российские банки, так как, по его словам, отечественная банковская система устойчивее, чем европейская. Премьер-министр России Дмитрий Медведев на встрече с вице-премьерами, в свою очередь, назвал ситуацию на Кипре воровством награбленного.
Несмотря на то что Кипр получит деньги, эксперты считают, что как финансовый центр это государство обречено – заключенная сделка надолго подорвала доверие к местным банкам. «Действительно, со статусом «денежного убежища» Кипру придется попрощаться, – говорит «НИ» аналитик Анна Бодрова. – Доверие инвесторов – вещь очень хрупкая, и такого давления она не выдерживает. Как только это станет возможным, капитал из страны побежит потоками в разные направления. В том числе и российские госкомпании уведут свои деньги. Как бы у нас ни кричали, что желательно, чтобы деньги возвращались на родину, они сюда вряд ли вернутся. Вероятно, это будут офшоры с более высокими гарантиями, возможно, Гибралтар или Каймановы острова». Кипр же, по словам аналитика, будет жить «просто и по средствам». В частности, будет заниматься реструктуризацией своего финансового сектора – на это уйдет около 7 млрд. евро из выданного кредита. Остальные средства пойдут на погашение долгов.
Кипрские события не могли не отразиться на европейской валюте. «Евро очень тяжело реагировал на любые кипрские новости, – продолжает г-жа Бодрова. – Как только появлялась очередная подробность о состоянии кипрских финансов или о неудачном ходе переговоров, курс евро сразу же снижался. Последние два дня он восстанавливается, но вряд ли это надолго. Ситуация с Кипром показала, что в еврозоне очень много слабых мест». При этом европейскую валюту могут ожидать новые испытания в мае, когда международные кредиторы будут пересматривать условия предоставления второго пакета финансовой помощи Греции. В такой ситуации евро, по оценкам эксперта, может очень сильно ослабнуть.
Экономист Александра Лозовая, в свою очередь, отмечает, что ситуация на Кипре привела к умеренному давлению на евро, резкого падения не было. «Возможно, это связано с относительно малым влиянием кипрской экономики на экономику еврозоны в целом, – говорит «НИ» аналитик. – На прошедшей неделе евро снижался к доллару ниже отметки 1,29, но уже сегодня торгуется выше 1,30. В целом с учетом мягкой монетарной политики, проводимой как в еврозоне, так и в США, можно ждать относительной стабильности данной валютной пары в ближайшие месяцы». По мнению г-жи Лозовой, неприятности в ближайшие три месяца скорее возникнут у национальной валюты, что будет связано со снижением ставки рефинансирования Банка России. «В перспективе ближайших месяцев я жду роста курса евро к рублю до отметок 40,30–40,80», – говорит Александра Лозовая.