Posted 24 марта 2013, 20:00
Published 24 марта 2013, 20:00
Modified 8 марта, 05:19
Updated 8 марта, 05:19
Ажиотаж, близкий к истерике, который был на презентации Бориса Гребенщикова, вызван не только и не столько формальным поводом – представлением книги, сколько громкими заявлениями ее автора. Сначала со ссылкой на «Эхо Петербурга» была распространена информация о том, что группа «Аквариум» прекращает свое существование. Затем БГ, привыкший изъясняться афористично, остроумно и не вполне конкретно, опроверг эти сообщения: оказывается, он желает полностью уйти из медиапространства, а потому прекращает общаться с журналистами.
На последней пресс-конференции Гребенщикова присутствовали не только медиа, но и поклонники. Ответы БГ на все вопросы были краткими и иногда сокращались до словосочетаний. Пресса шла в атаку, пытаясь уяснить, кто из коллег и чем мог так сильно насолить рок-кумиру. До конца уяснить не удалось.
«Я считаю для себя безнравственным участвовать в том разгуле, который печатается и выливается из экранов. Мне он противен, и я не хочу принимать в нем никакого участия, – в частности, сказал лидер «Аквариума». – Вы знаете, в 80-е годы, когда мы очень активно занимались музыкальной деятельностью, по счастью, ни одно средство массовой информации к нам близко не подходило. Они нас боялись. О нас нельзя было писать. Вот меня это положение вполне устраивает. О нас должно быть нельзя писать».
При этом БГ заверил, что не намерен ни от кого скрываться: «Каждый человек, который хочет со мной поговорить, как правило, находит возможность». А на уточняющий вопрос, что если этим человеком будет журналист, заметил: «Вам не кажется, что тут есть противоречие?»
Кто-то вспомнил одну из новых песен «Аквариума» «Расти, борода, расти», в которой строчка «Волос лапши звучит» посвящена как раз СМИ, вешающим лапшу на уши. Уточнили у Бориса Борисовича, есть ли сейчас, по его мнению, СМИ, которые этого не делают. Ответ гуру был, как всегда, емок: «Думаю, мы просто говорим о разных формах лапши».
Поговорить с Гребенщиковым о формах медийной лапши было бы жуть как интересно, но он, к сожалению, больше не разговаривает с нами. По крайней мере, раздав накануне последние эксклюзивы, так заявил. И вообще, пресса все больше утомляет наших кумиров. Каждого, так сказать, на своем уровне. Лепса волнуют залезающие через забор папарацци, которым он намерен «ломать колени». Гребенщикова – очевидно, неправильные флюиды, залетающие в воздушное пространство его ауры.
С одной стороны, все понятно: БГ не считает себя участником процесса под названием «шоу-бизнес», а потому и в медиабизнесе участвовать не желает. Листая ту же «Трамонтану», несложно уловить разницу между информацией, исходящей из этой книги, и льющейся с телеэкрана. Более того, даже повседневный язык Гребенщикова совершенно не вписывается в гонку за новостями и сенсационными заголовками.
Но, с другой стороны, конкретных претензий к конкретным журналистам он не высказал. Под каток попали медиа как класс. Зачем сваливать в одну кучу, скажем, Познера и Малахова? Можно только предполагать, что человеку банально надоело острить и отбрыкиваться от диктофонов. Утомлен однотипными вопросами. Устал.
Музыканты, уже заслужившие имя и огромную аудиторию и продолжающие успешную музыкальную деятельность, – Вячеслав Бутусов, Константин Кинчев, Александр Васильев из «Сплина», не говоря уже о Земфире, – сегодня действительно стараются обходить журналистов за версту. И это не столько проблема журналистов, сколько проблема общества. Ведь свято место пусто не бывает. Певунов и певичек, жаждущих попасть в медиапространство, пруд пруди. Получается замкнутый круг: с таким подходом вес серьезной прессы будет снижаться, вес «желтой» – расти.
Наконец, Борис Борисыч лукавит, перебрасывая мостик в наши дни прямиком из 1980-х. Следом за 80-и пришли 90-е и 2000-е, которые позволили «Аквариуму» заработать на хлебушек с икоркой. Когда еще можно было получить куш с альбомов, когда формировался рынок корпоративных концертов, появление «Аквариума» в медиапространстве совершенно не коробило его лидера. Теперь пришла мода на собственное отсутствие, мода назначать виноватыми журналистов. Понятно, что пресса определенного толка выливает на артистов немало помоев. Но расплескивать их обратно сторицей – не очень поэтично. Тем более что накануне этим занимались такие персонажи, как Стас Михайлов и депутат Исаев.
Уколы в адрес прессы на этой встрече БГ с читателями, к слову, сопровождались самыми бурными аплодисментами. Возможно, мы это заслужили. Но заявления о том, что все СМИ вешают лапшу, – самая наваристая и, если так можно сказать, абсолютно попсовая лапша. И в роли шеф-повара тут мало кто ожидал Бориса Гребенщикова.
Однако напоследок Борис Гребенщиков все-таки дал интервью «НИ», которое мы опубликуем в одном из ближайших номеров.