Posted 20 марта 2013, 20:00

Published 20 марта 2013, 20:00

Modified 8 марта, 05:21

Updated 8 марта, 05:21

Вкладчикам кипрских банков повезло

20 марта 2013, 20:00
Александр Колесниченко
Сюжет
Банки
Вкладчикам кипрских банков повезло

Ожидаемое списание 10% или даже 12–15% депозитов в кипрских банках – мелочь по сравнению с тем, что делали с вкладами граждан в России. Рыночные реформы в нашей стране начали с конфискации сбережений, которые вначале заморозили, а затем обесценили более чем на 90%. Даже с учетом компенсации, которую сейчас выплачивает «Сбербанк» – по три рубля за рубль вкладчикам до 1945 года рождения и по два рубля – всем остальным. Ведь советский рубль был крепче нынешнего доллара. Вспомните тогдашние цены: литр 92-го бензина – 40 копеек, поездка в метро – пятачок, десяток яиц – рубль. Сколько все это стоит сейчас?

Хорошо, пусть это было платой за рыночную экономику. А потом мы за что платили? В середине 90-х моя родственница разложила сбережения по трем банкам по принципу «не хранить все яйца в одной корзине». Как думаете, сколько из этих банков вернули депозит с положенными процентами? Один, откуда деньги успели забрать за месяц до его закрытия. Еще один к окончанию срока депозита исчез, и на его месте был совсем другой офис. В третьем на получение денег нужно было записываться в очередь длиной в полгода и потом ходить отмечаться без особой надежды на то, что через полгода останется этот банк и деньги в нем.

Ладно, здесь заплатили за финансовую грамотность, чтоб не повадно было связываться с «пирамидами». Мои родители не связывались. Свои сбережения они хранили в рублях и в государственном «Сбербанке». В августе 1998 года эти сбережения обесценились на две трети. Я до сих пор пытаюсь понять, кто же эти деньги у них украл. И не верю в отговорки по поводу того, что деньги потратили на покрытие дефицита бюджета. Потому что зарплаты у бюджетников в то время были по 100 долларов, да и те месяцами задерживали. Не может тут быть никакого дефицита.

А вот то, что у кипрских банков возникли проблемы, неудивительно. Потому что ставки по депозитам у этих банков достигали 10% годовых в евро (по пятилетнему депозиту для нерезидентов, для киприотов – до 7,5%). Не может у нормальных банков быть таких ставок! Немецкие банки дают 1–1,5% годовых, и в Европе ипотеку можно взять под меньший процент, чем предлагают вкладчикам кипрские банки. Даже у российских банков максимальные ставки по депозитам в евро – 4,5–5,5%.

То есть кипрские вкладчики должны были осознавать, что связались с пирамидами. Что кипрские банки – это конторы, которые перекачивают деньги в греческие облигации и тому подобные «активы». Теперь эти деньги растрачены или разворованы, и гражданам говорят: вклады вы почти целиком получите, а сверхвысокие проценты, которые вы планировали заработать, мы у вас заберем. Разве это не вершина гуманности? Российские вкладчики 90-х о таком и мечтать не могли! К тому же речь идет о том, что обладатели «небольших» депозитов до 20 тыс. евро вообще ничего не потеряют. Возможно, не потеряют ничего и другие «бедняки», вложившие менее 100 тыс. евро. Да и обладатели многомиллионных состояний рискуют потерять лишь десятую часть либо 12–15%, как обсуждается сейчас. Но все равно бесконечно мало по сравнению с тем, что потеряли жители бывшего СССР.

Что такое настоящее списание вкладов, можно увидеть на примере сберкнижки, которая лежит у меня дома. Моя бабушка в 1985 году положила в сберкассу тысячу рублей. В 1997 году, когда на Украине провели денежную реформу и поменяли карбованец на гривну, бабушка пошла узнать, сколько у нее денег. Целый разворот сберкнижки покрыт расчетами, по которым тысяча советских рублей с процентами и компенсациями превратились в 58 тысяч. А затем – в 58 копеек, потому что карбованцы переводили в гривны по курсу 100 тыс. к одному. На тысячу советских рублей в 1985 году можно было купить корову или мотоцикл. На 58 украинских копеек в 1997 году нельзя было купить даже буханку хлеба, потому что буханка хлеба стоила 65 копеек.

Автор – редактор отдела «Общество»

Подпишитесь