Posted 18 марта 2013, 20:00
Published 18 марта 2013, 20:00
Modified 8 марта, 04:59
Updated 8 марта, 04:59
Как рассказал в интервью немецким СМИ глава подразделения S&P в Германии Торстен Хинрихс, граждане Испании и Португалии уже доказали, что они в состоянии мириться с трудностями мер жесткой экономии, однако это не может продолжаться вечно. Хинрихс также выразил опасение, что новое правительство Италии может оказаться недостаточно сильным, чтобы провести реформы, столь необходимые для укрепления экономического роста. Считается, что естественный уровень безработицы составляет 4–5% от численности рабочей силы, а 10% называется уже критической величиной. Напомним, согласно данным Евростата за январь 2013 года (это самые последние данные), уровень безработицы в еврозоне составляет 11,9% против 10,2% в январе 2012 года. При этом самой проблемной страной остается Греция, где количество не имеющих работы граждан достигает 27%. Испания передвинулась на второе место с показателем в 26,2%. В Португалии безработица в январе 2013 года составляла 17,6% – по этому показателю государство достигло исторического максимума. В Италии уровень безработицы подскочил за год с 9,6% в январе 2012 года до 11,7% в январе года нынешнего. Во Франции на сегодняшний день насчитывается 10,6% людей без определенного рода занятий. Крайне высоким в еврозоне остается и уровень молодежной безработицы (среди лиц до 25 лет) – 24,2% против 21,9% в январе 2012 года. В связи с этим Международная организация труда (МОТ) бьет тревогу. Считается, что если молодые люди в начале трудовой карьеры не могут найти работу в течение года или двух, это накладывает отпечаток на их дальнейшую жизнь. Многие уже не могут вернуться на рынок труда, и это создает опасную ситуацию.
На этом фоне Россия кажется тихой гаванью. По данным Росстата, в январе 2013 года безработица в стране находилась на уровне 6%. Экс-депутат Госдумы, а ныне депутат Астраханской облдумы Олег Шеин, занимавшийся в нижней палате парламента социальной тематикой, считает, что официальным статистическим данным доверять нельзя. «Я вам приведу сейчас цифры по Астраханской области, которые вполне можно распространить на всю страну, – сказал «НИ» политик. – Согласно официальной статистике, в области 1 млн. 20 тыс. человек, из них 620 тыс. трудоспособного возраста. Вычитаем отсюда учащихся и молодежь, плюсуем работающих пенсионеров и получаем ту же цифру. При этом число плательщиков налогов в Пенсионный фонд составляет 270 тыс. человек. Иными словами, 350 тыс. либо являются безработными, либо относятся к категории нелегально занятых». Заметим, что, согласно данным Росстата, в Астраханской области за период с ноября по январь насчитывалось 37,7 тыс. безработных, или 7,3%.
Однако даже официальные данные показывают, что при общем невысоком уровне безработицы в стране есть точки, где она достигла уже довольно высокого уровня в 8–12%. Если не брать в расчет Северо-Кавказский федеральный округ со средним уровнем безработицы в 13,1%, к таким проблемным регионам можно отнести, например, Калмыкию с безработицей в 16,3%, Республику Тыва (11,9%) и Алтай (11,8%), а также Забайкальский край (11%), Иркутскую и Курганскую области – 9,6 и 8,8% соответственно. Олег Шеин полагает, что угрозу социального взрыва несет в себе бесправие работников, особенно это распространяется на моногорода, где население зависит от одного единственного предприятия. «Трудовое законодательство не позволяет защищать свои права, люди, по сути, бесправны, – продолжает Шеин. – Три года назад после взрывов на шахте «Распадская» (крупнейшая угольная шахта в России) рядом с Междуреченском шахтеры перекрыли дорогу, произошли столкновения с ОМОНом. Потом журналисты спросили шахтеров, почему те не создали профсоюз, не потребовали соблюдения техники безопасности, охраны труда. А им сказали: если бы мы это сделали, нас бы уволили на следующий день. А работы здесь нет никакой, кроме этой шахты».
Заметим, кстати, что в России насчитывается 333 моногорода, в прошлом году президент Владимир Путин назвал ситуацию там тревожной, несмотря на то что кризис давно преодолен. По данным Минтруда, официальная безработица в моногородах в среднем составляет 1,5–1,7%, однако в 144 моногородах безработных больше, чем в среднем по России.