Для жителей столицы автомобили сейчас доступны как никогда. Считается, что человек может позволить себе ту машину, стоимость которой равна его полугодовой зарплате. Если исходить из этой формулы, на среднемосковскую зарплату в 50 тыс. рублей можно купить новые «Жигули» – мечту советского человека. А подержанные «Жигули» может приобрести любой столичный пенсионер. Однако поездки по Москве на личном автомобиле стали роскошью, которую в состоянии позволить себе даже не любой представитель среднего класса.
Езда по Москве может обойтись очень дорого. И не только из-за того, что расход бензина в пробках увеличивается вдвое, а износ двигателя – втрое. На столичных дорогах уже стоят 600 камер, а к концу года их будет уже больше тысячи. И если за превышение скорости штрафы терпимые, например, 300 рублей за превышение 20–40 километров в час, то выезд на выделенную полосу для общественного транспорта обойдется в 3 тыс. рублей. Причем штраф возьмут, даже если водитель при повороте с второстепенной дороги на главную честно пытался сразу же перестроиться на правильную полосу, но не смог втиснуться в пробку в отведенные для этого 30 метров прерывистой линии. А если вы поедете по выделенной полосе, каждая встреченная камера будет взыскивать свой штраф, и цена поездки может оказаться сопоставимой с вашей зарплатой.
Захотите припарковать машину – также готовьтесь платить. Городские парковки в центре столицы стоят 50 рублей в час, коммерческие – от 100. Рискнувшему разместить машину не по правилам грозит штраф в 3 тыс. рублей по фотографии «паркона». И считайте, что вам еще повезло, потому что если вашу машину увезет эвакуатор, платить придется еще 5 тыс. рублей за его «услуги» и вызволять свой автомобиль со штрафстоянки.
Хранить машину жителю столицы тоже негде. Поставить под домом ракушку – нельзя. Сейчас сносят последние из уцелевших. Гараж в ГСК стоит около миллиона рублей, а это дорого даже по московским зарплатам. К тому же покупать гараж придется на свой страх и риск, потому что ГСК в столице сносятся один за другим. Машиноместо в «народном гараже» надежнее, но дороже: в некоторых паркингах цены превышают 2 млн. рублей. У подавляющего большинства москвичей машины дешевле в разы. К тому же «народный гараж» – это всего лишь гарантированное парковочное место под крышей, не более того. Хотя и это во многих столичных дворах – роскошь, и все чаще автовладельцы огораживают кусочки асфальта колышками с цепью и замком.
Машины в столичных дворах стоят везде: и на тротуарах, и на газонах, и на заштрихованных красной краской участках асфальта под знаком «остановка запрещена». Недавно Мосгордума готовилась радикально увеличить штрафы за неправильную парковку во дворах. Однако в окончательной редакции законопроекта штрафовать на 5 тыс. рублей будут только за парковку на детской площадке, а к остальным нарушениям продолжат относиться более терпимо.
Такой компромисс сложился в столице на сегодняшний день. Автомобили иметь можно, и даже можно парковать их во дворах, как попало. Но ездить на машине простому москвичу допускается только в торговый центр или на дачу. В пределы же Садового кольца соваться можно только транзитом и с осознанием того, что если что-нибудь нарушишь, то поездка встанет дороже, чем на такси. Да, автомобиль сейчас не роскошь. Вот только езду на нем по столице может позволить себе далеко не каждый.
Автор – редактор отдела «Общество»