Posted 13 марта 2013, 20:00
Published 13 марта 2013, 20:00
Modified 8 марта, 05:01
Updated 8 марта, 05:01
После победы на выборах в кнессет блока партий «Ликуд» («Союз») – «Исраэль бейтейну» («Наш дом – Израиль») их лидеры Нетаньяху и Авигдор Либерман оказались перед непростой задачей. Дело в том, что считавшиеся их союзниками до выборов правоцентристская партия «Еш Атид» («Есть будущее») и крайне правая «Байт иегуди» («Еврейский дом») не спешили войти в правительственную коалицию. Более того, эти партии с совершенно противоположной политической окраской единым фронтом выдвинули будущему правительству ряд требований. Они добивались увеличения финансовых выплат бедным слоям населения, продолжения строительства еврейских поселений и самое главное, отказа предоставлять отсрочки от призыва в армию и на альтернативную службу ультраортодоксам и израильским арабам. Все эти требования Нетаньяху было нелегко удовлетворить. Однако без их поддержки для создания правительства пришлось бы ориентироваться на «ШАС» – партию, объединяющую преимущественно ультраортодоксальных выходцев из Марокко, и «Яхадут ха-Тора» («Хранители Торы»), представляющую собой объединение ультраортодоксальных ашкеназов (европейских евреев). Это не устраивало Нетаньяху больше, и поэтому он пошел на уступки.
Согласно нынешним межпартийным договоренностям лидеров партий, вошедших в коалицию, только несколько сотен молодых ультраортодоксов, продемонстрировавших отличные показатели в учебе, смогут продолжить обучение в ешивах и колелях (иудейских учебных заведениях соответственно для холостых и женатых) и от призыва будут освобождены. Вопрос о призыве в армию арабской молодежи остался открытым.
В результате депутаты-ультраортодоксы наряду с парламентариями от левой партии Авода» («Труд»), которую возглавляет бывшая журналистка Шели Яхимович, составят мощную оппозицию. В оппозицию ушли и левая партия «Мерец» («Молния»), коммунисты и депутаты от арабских партий. Все комментаторы отмечают, что за всю историю Израиля только однажды, в 2003 году, Ариэль Шарон смог сформировать правительство без ультраортодоксов.