Posted 11 марта 2013, 20:00
Published 11 марта 2013, 20:00
Modified 8 марта, 05:03
Updated 8 марта, 05:03
Буквально через несколько часов после того, как стало официально известно о смерти президента Венесуэлы, на утреннем заседании минской мэрии началось обсуждение вопроса о том, какую улицу назвать именем Уго Чавеса. Изначально выбор пал на центр города. Улица Чавеса должна была появиться в «красном районе» рядом с улицами Карла Маркса, Ленина и Коммунистической. Был и второй вариант: переименование улицы Куйбышева, на которой находится посольство Венесуэлы. Но в итоге было решено, что имя Уго Чавеса будет носить нынешняя улица Казимировская в новом микрорайоне на окраине Минска. Почему именно она? Потому что там когда-то бывал Чавес. Высокий гость во время одного из визитов в Белоруссию посещал дом-новостройку №31 по улице Казимировской, и это знакомство с технологиями возведения крупнопанельных жилых домов в будущем дало белорусским строителям немало выгодных контрактов в Венесуэле. Кроме того, к 60-летию Чавеса (то есть к 28 июля 2014 года) в Минске планируется установить бюст покойного лидера Венесуэлы и большого друга президента Александра Лукашенко. Улица Уго Чавеса станет не единственным венесуэльским следом в столичной топонимике. В центре города есть сквер имени кумира венесуэльского команданте – национального героя Венесуэлы Симона Боливара.
В целом в Белоруссии уход Чавеса оплакивали масштабно, с размахом. Страна по поручению Лукашенко погрузилась в трехдневный траур. Над зданиями резиденции президента и других госучреждений по всей стране приспустили государственные флаги. Всем теле- и радиоканалам было рекомендовано исключить из эфира развлекательные передачи. Учитывая, что день траура выпал на 8 марта, эту идею одобрили отнюдь не все белорусы. А самые активные в социальных сетях вспомнили, что трехдневных трауров в стране не объявляли даже после действительно масштабных трагедий. После давки на станции метро Немига 30 мая 1999 года, когда погибли 53 человека, траур объявлялся только на два дня – 1 и 2 июня. После теракта в минском метро в 2011 году траурный день был только 13 апреля. А когда самолет польского президента Леха Качиньского разбился под Смоленском 10 апреля 2010 года, Белоруссия оказалась единственным соседом Польши, который вообще не объявлял траур.
Интересно, что Лукашенко лично присутствовал на похоронах в Каракасе. Первоначально в Венесуэлу были направлены сопредседатель белорусско-венесуэльской комиссии высокого уровня Виктор Шейман и первый вице-премьер Владимир Семашко. Но позже, когда удалось согласовать и урегулировать вопросы безопасности, в Каракас вылетел и сам Лукашенко с сыном Николаем. Такое внимание Венесуэле белорусские власти объясняют просто: Минск и Каракас при президентстве Чавеса наладили тесные экономические и политические отношения. В частности, в 2007 году в штате Ансоатеги было открыто белорусско-венесуэльское совместное предприятие по добыче нефти. Стороны также договорились о поставках в Венесуэлу белорусских грузовиков и тракторов. Минские строители возводят в городах латиноамериканской страны целые кварталы. Активно обменивались стороны и визитами: Чавес посещал Белоруссию пять раз (в последний раз – в октябре 2010 года), Лукашенко побывал в Венесуэле трижды. Учитывая все это, как не увековечить память венесуэльского команданте?