Posted 27 февраля 2013, 20:00
Published 27 февраля 2013, 20:00
Modified 8 марта, 05:09
Updated 8 марта, 05:09
Как пояснил министр финансов, на первом этапе, начиная с 2014 года, расчет наличными деньгами для физических лиц будет ограничен 600 тыс. руб. На втором этапе – с 2015 года – сумма будет снижена вдвое. Законопроект, подготовленный ведомством, уже прошел обсуждение в правительстве и в ближайшее время будет направлен в Госдуму. Нововведение было разработано Минфином еще в мае прошлого года, однако в связи с возражениями со стороны Минэкономразвития и Центробанка возвращалось на доработку. При этом новая редакция оказалась еще более жесткой. Кроме понижения в два раза планки расчетов наличными, обновленный законопроект также предусматривает, что торговые предприятия обязаны обеспечить все свои точки оборудованием для приема банковских карт. Исключение будет сделано лишь для магазинов с выручкой не более 2 млн. руб. в месяц.
Примечательно, что даже в самом Минфине не было единой точки зрения по поводу ограничения наличных расчетов. Так, законопроект поддерживал Антон Силуанов, но против выступал его заместитель Алексей Саватюгин, уволенный в конце прошлого года. Свои контраргументы высказали также представители Минэкономразвития и глава Центробанка Сергей Игнатьев. Впрочем, они так и остались неуслышанными. Антон Силуанов продолжает настаивать на том, что из-за популярности наличных денег финансовые операции в России осуществляются недостаточно прозрачно. Введение же безналичных расчетов, по его мнению, позволит снизить теневой сектор экономики РФ, доля которого в настоящее время оценивается в 30–40%. Что касается авторства инициативы, то оно принадлежит главе Сбербанка Герману Грефу. Еще в июле 2011 года он предложил Владимиру Путину, занимавшему тогда пост премьер-министра, принять меры для сокращения платежей наличными деньгами. Логика г-на Грефа вполне очевидна: введение ограничений на наличные расчеты приведет к тому, что россияне хлынут в Сбербанк: открывать счета и обзаводиться пластиковыми карточками. По сути, людей принуждают открывать счета и переводить через них деньги. На нечистоплотность этой идеи как раз и указывал глава ЦБ Игнатьев. По его оценке, введение обязанности осуществления расчетов в безналичном порядке влечет за собой принуждение физических лиц к заключению с кредитной организацией договора банковского счета, в то время как подобное принуждение запрещено статьей 421-й Гражданского кодекса.
«Минфин хочет взять в «железные тиски» расчеты граждан, – сказал «НИ» председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе. – Ни к чему хорошему это не приведет, только оттолкнет людей от банков, заставит уйти в тень существенный сектор экономики, увеличит спекуляцию наличными деньгами. Временный краткосрочный эффект будет гораздо хуже отдаленного отрицательного, причем не только для граждан, но и в целом для экономики. Можете представить, как в отдаленной глубинке люди будут производить расчеты за продукты сельского хозяйства и будут вынуждены для этого открывать счета в банках и класть туда наличные средства, чтобы потом снова снять их, естественно, уже не бесплатно».
Кроме того, что россиянам придется переплачивать за проведение покупок через терминалы, придется раскошелиться и предпринимателям. «Установка терминалов для безналичного расчета ляжет дополнительным бременем на бизнес», – сказала «НИ» гендиректор микрофинансовой организации Екатерина Сидорова. Кроме того, законодательное ограничение наличных расчетов может негативно отразиться и на конечном потребителе, так как будет сопряжено с высокими комиссиями при осуществлении крупных покупок, невысокой надежностью и безопасностью электронных платежей в России, а также неудобством самой услуги безналичных расчетов.