Согласно пояснительной записке к правительственным поправкам уничтожению будет подлежать не только контрафактная и контрабандная продукция легкой промышленности, а вся продукция, находившаяся в незаконном обороте. В том числе конфискованная или бесхозная, например, произведенная на подпольных производствах или изъятая полицией в ходе проверок на вещевых рынках. Подобные меры, по мнению чиновников, должны привести к развитию добросовестной конкуренции в отрасли. По оценкам кабмина, бюджет страны ежегодно недополучает около 300 млрд. руб. из-за продажи конфиската, контрафакта и изготовленного в подмосковных мастерских текстиля.
«Отечественные производители, «конкурируя» с контрабандной и контрафактной продукцией легкой промышленности, чтобы удержать свои позиции на рынке, вынуждены снижать цены на свою продукцию, что приводит к сокращению размера получаемой ими прибыли и, как следствие, к снижению налоговых отчислений в бюджет страны», – поясняется в пояснительной записке. Кроме того, составители законопроекта обращают внимание, что доля некачественных и опасных товаров на российском рынке в 2011 году достигала 40%.
Напомним, что в прошлом году МВД оценило ущерб от «серой» продукции в 3 млрд. долларов. Долю контрафакта в общем объеме товаров, реализуемых на российском рынке в 2012 году, ведомство определило в 20%. Но это только в среднем. Контрафактный текстиль, например, занимал в 2012 году почти 30% рынка одежды и белья. Больше всего подделок на IT-рынке. Незаконное программное обеспечение, информационные и лицензионные продукты в Интернете, CD и DVD-диски, составляют 70–80%. Фальсифицированный алкоголь занимает до 40% рынка. Чай, кофе – до 30%. Фармацевтический и парфюмерный рынки на 10–15% состоят из конфиската. Меньше всего нелегальной продукции на рынке табачных изделий – всего 1–2%. Как утверждают правоохранители, чаще всего нелегальная продукция приезжает в Россию из Китая, Индии, Турции и Польши. Между тем, как выяснила Счетная палата, разрешенная в настоящее время реализация конфиската также обходится российской казне довольно дорого. По подсчетам ведомства, затраты на хранение и оценку изъятого нелегального товара в 1,5 раза превышают вырученную от его продажи прибыль.
«Проблема неокупаемости заключается в оценке конфиската, – сообщил «НИ» вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. – Чаще всего изъятый товар оценивается гораздо ниже его реальной стоимости». По словам эксперта, в условиях сложившейся в России правовой среды формальный запрет продажи конфиската может привести только к его неформальной продаже. «К продаже конфиската так или иначе имеет доступ тот, у кого задействован административный ресурс. Скорее всего, отказ от реализации конфискованного товара является попыткой воздействия на те кланы в правоохранительных органах, которые имеют доступ к конфискату», – подчеркивает Владимир Буев.
Добавим, что, по подсчетам Организации экономического сотрудничества и развития, объем контрафактной продукции в мире составляет 650 млрд. долларов. К 2015 году этот показатель может вырасти до 1,5 трлн. долларов.