Posted 10 февраля 2013, 20:00
Published 10 февраля 2013, 20:00
Modified 8 марта, 05:19
Updated 8 марта, 05:19
Доклад о нарушении прав трудовых мигрантов, занятых на строительстве олимпийских объектов в Сочи, правозащитники из Human Rights Watch подготовили на основе интервью с 66 выходцами из среднеазиатских республик, а также Армении, Украины и Сербии. В докладе отмечается, что почти все собеседники были заняты на малоквалифицированных должностях, таких, как разнорабочие, плотники, сварщики или монтажники, и получали обычно 15–20 тыс. рублей в месяц.
Чаще всего мигранты жаловались на невыплату зарплаты. Проработавший три месяца на строительстве главного медиацентра выходец из Узбекистана Омурбек рассказал, что ему обещали 770 долларов в месяц, но не заплатили ничего, и что он и его коллеги продолжали трудиться без зарплаты в надежде, что рано или поздно с ними рассчитаются. Строительная компания, в которой работал Омурбек, ответила на запрос правозащитников, что «заработная плата выплачивается в полном объеме и своевременно».
Нередко выплаченная зарплата оказывается значительно меньше обещанной. Двое рабочих из Украины, трудившиеся на строительстве комплекса для размещения представителей СМИ, рассказали, что их нанимали на зарплату в 1,5 тыс. долларов, но спустя два месяца выплатили только по 420 долларов. Строительный концерн, который украинцы назвали своим работодателем, на запрос авторов доклада ответил, что эти трудовые мигранты были наняты одним из субподрядчиков, контроль за которыми в обязанность концерна не входит.
В докладе отмечается, что большинство работников трудовой договор подписывали, однако свой экземпляр на руки не получали. В результате, если мигранты пытались протестовать, работодатель выдавал их властям, после чего следовало выдворение, так как доказать легальность трудоустройства при отсутствии договора мигранты не могли. При этом все проинтервьюированные утверждали, что работали по 12 часов в день и имели не больше одного выходного в две недели.
Жилье и питание предоставлялось работникам в рамках «соцпакета». Однако, как выяснили правозащитники, жили мигранты в условиях крайней скученности: иногда в доме на одну семью размещались до 200 человек. Питание же «не обеспечивало достаточного восстановления сил при длительной и тяжелой работе». Кормили работников, как правило, дважды в день – в начале и в конце рабочего дня.
Авторы доклада напомнили, что в госкорпорации «Олимпстрой» есть департамент инспекционного контроля, в обязанность которого входит мониторинг соблюдения прав работников, занятых на стройках. «Устойчивые нарушения на олимпийских объектах дают веские основания говорить о неспособности или нежелании предпринимать все необходимые шаги, чтобы гарантировать трудовым мигрантам основные права», – заявила автор доклада замдиректора Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии Джейн Бьюкенен. Она также призвала вмешаться в происходящее Международный олимпийский комитет и «не принимать с восторгом зимние Игры в России, если их фундаментом послужили эксплуатация и нарушения».
Доклад Human Rights Watch «гипертрофирует ситуацию», что «неправильно и нечестно», заявил в пятницу директор Федеральной миграционной службы (ФМС) России Константин Ромодановский. По его словам, «массовой невыплаты заработной платы на олимпийских объектах в Сочи мы не фиксируем», а возможные нарушения прав работников – это «единичные накладки и сложности». Директор ФМС также сообщил, что строят олимпийские объекты в основном россияне: из 74 тыс. работников иностранцев только 16 тыс. В госкорпорации «Олимпстрой» и оргкомитете «Сочи-2014» доклад правозащитников не комментируют. Отправленные «НИ» запросы на момент подписания номера остались без ответа.
Однако не исключено, что именно указанные правозащитниками нарушения привели к сокращению числа желающих работать на олимпийских стройках. В результате там обнаружился дефицит рабочей силы, составляющий более 22 тыс. человек. Об этом было заявлено на заседании госкомиссии по подготовке и проведению сочинской Олимпиады в минувший вторник. При этом не хватает работников как на второстепенных объектах, так и на главных спортивных аренах, большинство из которых (семь из 13) все еще не построены.