Как бы там ни было, немалое количество работ Дитриха и по сей день хранится в музейных фондах под именами голландских мастеров XVII столетия. В являющейся же самым крупным собранием живописных работ художника вне Германии коллекции Эрмитажа – 22 (из 31) полотна, напротив, подписаны или монограммированы. Владеет Эрмитаж и коллекцией гравюр Дитриха, многие из которых (наряду с живописными полотнами) в связи с нынешней экспозицией впервые покинули запасники.
Будущий живописец родился в Веймаре и стал продолжателем династии: художеством зарабатывали на жизнь и его дед (придворный живописец при Веймарском дворце), и его отец. Именно у отца мальчик получил первые в своей жизни уроки живописи; когда же сыну исполнилось 12 лет, родитель перевез его в Дрезден, где наставником Дитриха-младшего стал модный пейзажист Иоганн Александр Тиле. Открывший для искусства песчаные скалы вдоль Эльбы Тиле почитал ученика за вундеркинда и как только тому стукнуло 18, представил ко двору Августа Сильного. Прозванный за недюжинную физическую силу «саксонским Геркулесом», курфюрст остался в истории и благодаря своим культурным инициативам – основал знаменитые дрезденские музеи «Галерея старых мастеров» и «Зеленые своды», да и в целом считал поощрение искусств важной государственной задачей. Так Дитрих оказался, что называется, в нужное время в нужном месте. Судьба словно выдавала юноше щедрый аванс на будущее, воспользоваться которым он сумел с лихвой.
Как требовали того заказчики, Дитрих писал в манере старых мастеров – голландцев и итальянцев. Писал столь искусно, что один из них как-то обронил: «Имитирует Рембрандта так сильно, что ни один человек не скажет, что это не Рембрандт…» Приемы европейских школ и их живописный дух художник и впрямь схватывал на лету. Однако почти всегда ему удавалось передать и свое личное ощущение, и непосредственное ежеминутное состояние изображаемых объектов. Особенно пронзительны пейзажи Дитриха, на которых люди, животные, травы и деревья пугающе материальны. Кажется, что вот-вот они стряхнут с себя минутное оцепенение и оживут…
В минувшем году со дня рождения художника исполнилось 300 лет, однако в России творчество Христиана Вильгельма Эрнста Дитриха продолжает оставаться практически неизвестным. Монографическая (и первая за время существования музея) выставка в Эрмитаже призвана восполнить этот досадный пробел.