Точка отсчета

5 февраля 2013, 00:00
Спектаклем с символическим названием «00:00» в субботу и воскресенье был дан старт новому этапу в жизни Театра Гоголя, после «переформатирования» получившему название «Гоголь-центр». Меньше полугода понадобилось художественному руководителю Кириллу Серебренникову на то, чтобы превратить театр-аутсайдер в интереснейшую

Пространство Театра Гоголя, раньше походившее на советский ДК, после ремонта (до сих пор продолжающегося, кстати) преобразилось до неузнаваемости. Вместо серых «катакомб» – много открытого пространства с грамотно подобранным освещением. Даже «голые» красные кирпичные стены не оставляют ощущения незавершенности, а, как ни странно, делают площадку уютной. Зрительный зал также кардинально изменился. Помимо «традиционной» сцены есть и некий подиум, пересекающий весь зал: в спектакле-открытии он представлял собой рельсы, «упирающиеся» в коллектив музыкантов. Публика наблюдает за разворачивающимся действом с трех разных точек: по обеим сторонам «путей», а также сидя лицом к «обычной» сцене. К слову, посмотреть на переформатированный театр собралось чуть ли не все театральное сообщество. Так, на открытие «Гоголь-центра» пришли Олег Табаков, Римас Туминас, Михаил Швыдкой, Алла Демидова, Михаил Ефремов, Агриппина Стеклова, Галина Волчек, Юлия Пересильд, руководитель столичного департамента культуры Сергей Капков и многие другие.

«Новые Известия» неоднократно писали о том, как негативно было воспринято большинством артистов Театра Гоголя назначение художественным руководителем Кирилла Серебренникова. Актеры опасались, что новый худрук превратит драматический театр в «некий театральный центр», а их оставит не у дел. Эти опасения в какой-то степени оправдались, но с большими оговорками. Во-первых, после «перезагрузки» Театр Гоголя превратился в такую площадку, на которой есть место не только для экспериментов, но и для традиционного театрального действа. Что и было продемонстрировано во время открытия. Во-вторых, артисты Театра Гоголя, которые все-таки захотели и смогли «принять» Серебренникова с его нестандартным видением театра, отлично «вписались» в новый коллектив и получили возможность раскрыться по-новому.

Подготовленный специально для запуска «Гоголь-центра» спектакль «00:00» состоял из четырех частей – «Ночь», «Утро», «День» и «Вечер». За каждый из эпизодов, по сути отдельный спектакль, отвечали разные творческие группы. Постановку на тему утра сделала хореографическая компания «Диалог Данс», за день отвечала «Седьмая студия» Кирилла Серебренникова, а за вечер – режиссер Владимир Панков со студией SounDrama. Ну а «Ночь» досталась артистам Театра Гоголя. Драматург Любовь Стрижак написала для этого эпизода особенную историю про человеческую память, про сомнения и разочарования, про то, какие повороты порой делает судьба… Незадолго до открытия «Гоголь-центра» Серебренников рассказал в интервью, что Стрижак написала пьесу на основе воспоминаний «гоголевцев», поэтому история получилась полудокументальной. Артисты, задействованные в постановке, среди которых Светлана Брагарник, Олег Гущин, Майя Ивашкевич, Александр Мезенцев и Ольга Науменко, восхитительно сыграли «крупным планом»: на большой экран над сценой камера, к которой подходили актеры, транслировала всю палитру переживаемых эмоций – радость, страх, негодование, растерянность, печаль…

Спектакль «00:00» больше не повторится – его готовили специально для открытия «Гоголь-центра». Зато периодически в театре будут демонстрировать переехавшие с «Платформы» «Метаморфозы» Давида Бобе и Кирилла Серебренникова, а также «Отморозков» по роману Захара Прилепина. А первая премьера состоится на Малой сцене – режиссер Владислав Наставшев покажет «Митину любовь» по Бунину. Помимо театральных проектов в «Гоголь-центре» будет уделяться внимание и смежным сферам искусства – кино и музыке: на февраль запланировано несколько концертов.

#Москва #Новости #Театры #Культура #Елена Рыжова
Подпишитесь