Posted 3 февраля 2013, 20:00
Published 3 февраля 2013, 20:00
Modified 8 марта, 05:23
Updated 8 марта, 05:23
Развитие скандала с фальшивыми диссертациями в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) покажет, в какой мере Минобрнауки действительно готово бороться с плагиатом. Если готово, то помимо уволенного в минувшую пятницу председателя диссертационного совета и завкафедрой истории Александра Данилова своих постов должны лишиться десятки людей. И наряду с увольнениями должны последовать уголовные дела и если не тюремные сроки, то крупные штрафы.
Как человек, несколько лет назад защитивший кандидатскую диссертацию, я могу утверждать, что система фильтров для выявления некондиционных либо списанных работ более чем надежна. Качество представленной на защиту диссертации контролируют не менее полусотни людей. Во-первых, это диссертационный совет вуза, который и утверждает тему, и принимает готовый текст. Во-вторых, кафедра, где работа также представляется и обсуждается. Не надо думать, что там не распознали плагиат, которой им подсовывали. Научный мир узок, и достижения коллег, работающих в одной и той же сфере, хорошо известны. Значит, налицо соучастие в преступлении. Возможно, в обмен на покрытие такого же преступления, такого же плагиата.
Написанная диссертация подлежит утверждению в сторонней, так называемой «ведущей» организации. Из проверки Минобрнауки следует, что отзывы ведущих организаций в МПГУ подделывали. Перед защитой автореферат диссертации (краткое, примерно на 20 страниц изложение работы) положено рассылать заказными письмами трем десяткам вузов и отдельным ученым, а почтовые квитанции – сдавать в диссертационный совет. Кому рассылались авторефераты на фальшивки? Или не рассылались вовсе, а на отсутствие квитанций закрыли глаза?
К защите нужно также представить два официальных отзыва оппонентов, причем один оппонент – это обязательно профессор из другого вуза. Отзывы тоже подделывали? Или их авторы были в доле? Почему тогда уволен пока что только один Данилов? Оппоненты также обязаны приходить на защиту и выступать там. А кто приходил на защиту фальшивок? Нанятые актеры?
После защиты по экземпляру диссертации положено сдать в Российскую государственную библиотеку и во Всероссийский научно-технический информационный центр. Без расписок оттуда работу не примут на утверждение в Высшую аттестационную комиссию (ВАК). Из сообщения Минобрнауки следует, что липовые диссертации в библиотеки не оправлялись. Так неужели в преступный бизнес вовлечена и та тетенька, которая на втором этаже ВАК пересматривает привезенную соискателем папку с документами, ставит свои штампы, грузит диссертацию с папкой на тележку и отвозит куда-то в глубь здания? Или фальшивые диссертации заносили с черного хода?
Как проверяют диссертации в ВАК, я не знаю. Но, наверное, проверяют тщательно, потому что я ждал утверждения своей почти год. Если фальшивки из МПГУ были списаны друг у друга, то не увидеть этого в ВАК не могли. Или перед проверкой под обложку диссертации клали деньги, как в некоторых вузах купюру кладут в зачетку, которую затем передают преподавателю-взяточнику? Или деньги присылали отдельно и не только деньги? Я помню, как в начале 90-х разгорелся скандал по поводу того, что один известный государственный деятель всем причастным к защите и утверждению его докторской рассылал корзины с коньяком. Знаете, кем работает этот деятель теперь? Правильно, ректором одного из московских вузов.
Диссертации в научном мире превратились в то же самое, чем для военкомов является призыв в армию. Да, можно написать или отслужить по-честному. Но умный же в гору не пойдет. У моей научной руководительницы путь от кандидатской до докторской занял 27 лет. С участием в нескольких крупных исследовательских проектах, разработкой лекционных курсов, написанием учебных пособий, а затем и базового учебника по своей дисциплине. А в биографиях некоторых наших министров, губернаторов и депутатов говорится, что путь от кандидатской до докторской они прошли за три-четыре года. Да и кандидатскую многие защищали уже в зрелом возрасте после занятия высокой должности. Платон идеальным считал государство во главе с учеными-философами (тогда других ученых не было). Поздравляю! Сейчас мы живем в таком идеальном государстве. Ведь правят нами сплошь ученые.
Поэтому слишком смелое расследование Минобрнауки неизбежно приведет к тому, что должностей лишатся сами расследователи. Это как борьба с мафией: на месте одной отрубленной головы вырастают две новые и более крупные. Я не верю, что руководство МПГУ не знало, чем промышляет профессор Данилов. И что вышестоящее начальство было не в курсе, на что закрывает глаза руководство в МПГУ. Поэтому если все сведется к увольнению одного профессора, это будет признаком не борьбы с фальшивками, а появления универсального крючка, на котором будут держать ректоров, деканов и заведующих кафедрами. Станете рыпаться, так мы проверим, какие у вас защищают диссертации.
Автор – редактор отдела «Общество»