Posted 21 января 2013, 20:00
Published 21 января 2013, 20:00
Modified 8 марта, 05:07
Updated 8 марта, 05:07
Минувший високосный год был омрачен для татарского театра невосполнимыми потерями: один за другим ушли из жизни замечательные актеры Фирдаус Ахтямова и Шаукат Биктимир, многолетний директор Шамиль Закиров и выдающийся драматург Туфан Миннуллин. Удастся ли театру сохранить за собой положение одного из флагманов драматической сцены России, которое он прочно удерживал последние десятилетия? Чтобы не томить читателя, сразу скажу: камаловский театр по-прежнему находится в великолепной форме. Основу его репертуара и сегодня составляют произведения татарских авторов. Театр видит в этом одну из главных своих задач: без собственной национальной драматургии бессмысленным кажется само его существование. Кстати, первые пьесы на татарском языке появились значительно раньше, чем возник татарский театр.
Конечно, не только афиша внушает уважение к творчеству одного из старейших национальных театров России. Радует серьезность намерений коллектива и его руководства, напрочь отказывающихся от стремления во что бы то ни стало «задрав штаны, бежать за комсомолом». Никакой похабщины, пошлости, никаких «обнажансов». Абсолютное целомудрие, идет ли речь о классике или современном произведении. В любом случае театр работает с совершенно разными сюжетами, пересказанными в разных жанрах, обращается к зрителям без всякого назидания, полагаясь исключительно на то, что имеющий уши да услышит, а услышав, сам во всем разберется. Будь то татарский вариант пьесы Заградника «Соло для часов с боем» – комедия «Запоздалое лето», посвященная жизни стариков (которую сочинил молодой драматург Ильгиз Зайниев) или его же сказка для самых маленьких «Игра с монстриками». «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день готов идти на бой!..» – эти слова Гете смело можно поставить эпиграфом к любому спектаклю камаловцев, идет ли он второе десятилетие или выпущен только вчера.
Четыре из восьми спектаклей, показанных сейчас в Москве, поставил главный режиссер Фарид Бикчантаев, ученик Марселя Салимжанова, почти 40 лет возглавлявшего этот театр. Бикчантаев, как и его учитель, с энтузиазмом обращается к психологической комедии «Запоздалое лето», мюзиклу «Свет моих очей», современной драме Маннуллина «Мулла» и классической музыкальной комедии «Голубая шаль». И так же, как Марсель, охотно приглашает к сотрудничеству других режиссеров, воспитанных в этом же театре, как Радик Бариев или Лилия Ахметова. Или из далекого Китая, как Ма Джаньхон, поставившая «Принцессу Турандот» скорее как китайскую сказку, чем как пьесу Карло Гоцци, использовавшего ее сюжет для создания своей комедии. В программе жанр спектакля определен как драма. Ну что же, подобный опыт тоже полезен: многовековые традиции одного из самых древних театров мира, безусловно, обогатил художественную палитру мастеров театральной сцены. Хотя, конечно, тем, кто знаком с комедией Гоцци и особенно со знаменитым вахтанговским спектаклем, такое прочтение показалось неожиданным.
Камаловский театр издавна славился своей труппой. Здесь на каждую роль можно было найти несколько замечательных исполнителей. Вот и сейчас труппа предстала в полном блеске. В ряде работ театра можно познакомиться и с новым поколением, которое ничуть не уступает среднему и старшему. А уж какое чувство ответственности за любой выход на сцену даже в народной сцене, без слов, являют ветераны – этому можно лишь позавидовать! Достаточно, к примеру, увидеть одну из ведущих актрис старшего поколения Халиму Искандерову в «Дачном сезоне» в образе безымянной соседки, чтобы вспомнить слова Станиславского: «Нет маленьких ролей!» Камаловская труппа складывается, как драгоценная коллекция, из удивительных индивидуальностей, где нет случайных людей, будь то художники, хореографы или режиссеры по пластике. Вместе с актерами и режиссерами они по-прежнему являют собой дружную семью, при этом никому не подражая, ни к кому не подстраиваясь, а сохраняя свой голос и собственное достоинство.
Об одном спектакле хотелось бы сказать отдельно. Это «Мулла». Прежде чем войти в мечеть, надо совершить обряд омовения, омовения души, – уточняет один из героев этой потрясающей драмы. И когда в финале пятилетний ребенок совершает намаз, спазм душит не только верующих, но и атеистов, независимо от того, в какого именно Бога они верят или не верят…
СПРАВКА