Posted 15 января 2013, 20:00
Published 15 января 2013, 20:00
Modified 8 марта, 05:11
Updated 8 марта, 05:11
Еще в конце 2010 года разговоры о современной отечественной мультипликации звучали траурно, и вдруг – о чудо! – за 24 месяца ситуация изменилась решительно: количество популярных детских сериалов увеличилось в разы (появились «Маша и медведь», «Фиксики», «Озорная семейка», «Барбоскины», «Везуха», «Летающие звери», «Куми-куми»), реанимирована «Гора самоцветов», выпущено на DVD множество авторских короткометражек для детей, появились новые учебные заведения и курсы для мультипликаторов, начал налаживаться контакт с «заграницей» («Смешарики», «Куми-куми», «Фиксики», «Маша и медведь», а также новая полнометражная «Снежная королева» уже постепенно осваивают зарубежные рынки). Налицо все признаки начала российского анимационного «бума». Аниматоры вышли из заколдованного круга, когда невозможно было «вытащить голову» так, чтобы не «увяз хвост», мульт-профессионалы наскребли по сусекам тот прожиточный минимум, с которым можно строить индустрию. Если не случится никаких катастроф, то ситуация будет теперь улучшаться буквально на глазах: сейчас в производстве минимум десяток проектов с неплохим потенциалом, уже готово (или почти готово) несколько новых полнометражных фильмов… То есть о количестве мультфильмов можно уже не волноваться.
Что до качества, то тут уж все зависит от зрителя. И, увы, осознание этого не вселяет оптимизма. Вот пример. На новогодних каникулах кинотеатры показывали два российских мультфильма: «Три богатыря» и «Снежную королеву». Первый был сделан за год-полтора с бюджетом в 2,8 млн. долларов и похож на какой-то капустник с неуклюжим сюжетом, грубоватым юмором и аляповатой картинкой. «Снежная королева» делалась больше трех лет, обошлась в 7 млн. долларов и вышла в итоге довольно хорошим, романтичным, красивым, увлекательным, динамичным детским фильмом, воспевающим родственную любовь, доброту и личный героизм. Это почти революционный для России мультфильм: хороший дизайн, богатые фактуры, отличный монтаж, профессиональное 3D. Не высший пилотаж, но уже международный уровень, что и было оценено за рубежом: мультфильм закуплен для показа в 20 странах, в отличие от «Богатырей», которые, кажется, за пределами России даром никому не нужны. В домашнем же прокате «Богатыри» собрали 29 млн., а «Снежная королева» даже свои 7 млн. не набрала. Эта ситуация повторяет прошлогоднее «соревнование» «Ивана-царевича» и «Смешариков», которое закончилось со счетом 24:8, при том что «Смешарики. Начало» дороже, качественнее и во всех смыслах лучше «Царевича».
Не будем сейчас говорить о причинах, интереснее взглянуть на возможные последствия. После таких двух казусов много ли отечественных продюсеров устремятся к высотам «Снежной королевы» и «Смешариков»? Вряд ли. Скорее они предпочтут путь «Мельницы», строгающей дешевые «юморные» мультики и гребущей миллионы. Зачем пытаться за 7 млн. сделать то, что в любой Европе, Америке или Японии стоило бы 15–20, если потом даже эти семь не удастся окупить?
У нас очень любят сравнивать российских аниматоров с американскими: где, мол, наши Диснеи и Лассетеры, где наши Pixar’ы и DreamWorks’ы? В ответ на эти упреки хочется спросить: а есть ли у нас зритель, способный ценить высокое качество? Ведь в Америке как? Если Уолт Дисней тратит на «Белоснежку» сказочные усилия, то она и приносит сказочные деньги. Если Pixar предлагает в первой «Истории игрушек» новую технологию, то и позиции компании на рынке растут. И если DreamWorks начинает халтурить на «Шреке», то его домашние сборы сразу же падают («Шрек-3» «открылся» лучше, чем «Шрек-2», что говорит о высоких ожиданиях, а вот финальная цифра бокс-офиса была ниже на 27%: так нация сообщила о разочаровании проектом). Поверьте, без такого зрителя никакого Pixar’a бы не случилось, как, впрочем, и Диснея.
Сегодня наша анимация состоит преимущественно из фанатиков – как раз из людей, похожих на Диснея и Лассетера если не по масштабу гения, то уж точно по системе ценностей. Но если российский зритель не сумеет оценить их усилия, то вскоре развивающуюся индустрию оккупируют прагматичные коммерсанты, и тогда уже не ждите героических «Снежных королев» – все займут безгеройные «Богатыри». Перефразируя афоризм, можно сказать, что каждый народ достоин своей анимации. И если сегодня Россия хочет иметь великую (или хотя бы хорошую) мультипликацию, то сейчас для россиян самое время стать великими (или хотя бы хорошими) зрителями: теми, кто умеет смотреть и видеть, разбираться и думать, требовать от художника самого лучшего, а потом это лучшее уважать и ценить.