Скоро наши граждане при посещении иранских магазинов будут испытывать ощущение легкого дежавю. Товары там будут оценивать в условных единицах. Подобное предположение следует со слов главного иранского финансиста. Как сообщает агентство ИРНА, о решении правительства отказаться от расчетов в долларах и евро Хоссейни заявил журналистам после встречи с представителями Организации экономического сотрудничества (ОЭС). В эту структуру, кроме Ирана, входят государства с не арабским, но мусульманским населением Ближнего Востока – Турция, Пакистан, Афганистан, ряд республик бывшего СССР. На отношениях с этими странами, являющимися крупными торговыми партнерами Тегерана, решение сменить валюту расчетов с твердых евро и доллара на падающий риал скажется в первую очередь. А вот Запад ответ Ирана едва ли даже заметит. Во всяком случае угрозы Тегерана отказаться от расчетов в долларах не помешали президенту США Бараку Обаме в начале января подписать закон о пакете новых санкций против Ирана. С 1 февраля американским компаниям запретят вести дела с десятками энергетических, судостроительных и финансовых фирм Исламской Республики.
Этот год обещает быть для простых иранцев еще более тяжелым, чем трудный 2012 год. В первых числах января министр нефтяной промышленности Рустам Касеми впервые признал на заседании финансового комитета меджлиса (парламента), что эмбарго и экономические санкции сильно отразились на экспорте иранской нефти – главного источника доходов Ирана. Экспорт, по словам главного иранского нефтяника, сократился на 40%, а поступления от него – на 45%. По данным Организации стран экспортеров нефти (ОПЕК) и Международного энергетического агентства (МЭА), экспорт иранской нефти упал приблизительно до 1 млн. баррелей в день по сравнению с 2,5 млн. годом ранее. В феврале поступления от черного золота еще больше снизятся.
Жить стало намного труднее всем иранцам без исключения. Санкции Запада испытали на себе даже военные и считавшиеся ранее неприкасаемыми Стражи исламской революции. Пока среди рядового состава нарастает недовольство значительными задержками зарплаты в последние три месяца, впервые за все треть века существования Исламской Республики. В декабре, к примеру, зарплату задержали больше чем на неделю. В целях экономии военным и Стражам отменили не только бесплатные обеды, которые пока оставили лишь для старших офицеров, но и 13-ю зарплату. Раньше ее всегда выдавали за несколько недель до персидского Нового года – Новруза, в этом году выпадающего на март.
Простые иранцы вынуждены с каждым днем все туже затягивать пояса. Многие не могут купить нужные лекарства – одни медикаменты исчезли из аптек, на другие цены взмыли вверх. Для иранцев, формально сохраняющих название «средний класс», сейчас даже покупка книг и журналов стала непозволительной роскошью. Со столов простых людей постепенно исчезают молоко, сыр и масло. Санкции против Ирана ощущаются и за его пределами. В Дубае, например, закрываются иранские магазины, а в Турции число туристов из Исламской Республики в январе–сентябре 2012 года снизилось на 35%. Сильно пострадали и 90 тыс. иранских студентов, учившихся за границей. После осенней отмены для них льготного курса обмена риала на доллар многие возвращаются домой, потому что их расходы выросли в четыре раза.
Правительство Ирана держится при помощи стабфонда, в котором благодаря высоким ценам на нефть к концу 2011 года собралось более 100 млрд. долларов. В прошлом году фонд значительно усох, но несколько десятков миллиардов в нем, очевидно, еще осталось. Что будет делать правительство Ахмадинежада дальше? Не исключено, что в недалеком будущем введет карточки на бензин и товары первой необходимости.