Posted 14 января 2013, 20:00
Published 14 января 2013, 20:00
Modified 8 марта, 05:11
Updated 8 марта, 05:11
– Александр, несмотря на то что главные старты – чемпионат Европы и мира – впереди, можно сказать, что начало этого сезона получилось лучшим в вашей карьере?
– Начало – да. Сами не ожидали, что будем так агрессивно выступать с первых же этапов Кубка мира. Все соперники были просто в шоке.
– Пять побед в четверке, причем четыре из них подряд, – это ваш личный рекорд…
– Я думаю, что подобное случилось впервые в истории бобслея. Три победы подряд были у немцев, у Ланге, а вот чтобы четыре… Но дело, конечно, не в рекордах. Олимпиада приближается, к нам внимания все больше и больше, очень важно и самим обрести уверенность, почувствовать, что мы можем, а над чем еще предстоит поработать. Победы на кубковых этапах радуют, но я буду считать сезон удачным, если удастся занять призовые места в двойке и четверке на чемпионате мира в Санкт-Морице.
– В чем, на ваш взгляд, главная причина такого прогресса?
– Здесь большую роль играют главный тренер нашей сборной Пьер Людерс и его помощник Флориан, которые дают четкие указания на каждой трассе. Они помогают нам побеждать. В свое время Людерс соперничал со мной, был олимпийским чемпионом, знает все нюансы. И в этом нам, конечно, очень повезло. Потому что любой пилот, пусть даже самого высокого класса, должен иметь тренера, способного в любой момент объяснить, подсказать, подкорректировать, то есть выжать из него весь максимум.
– Определились уже, на какой машине будете стартовать на чемпионате мира в двойке? В начале сезона вы говорили, что, возможно, поедете на старом бобе, на котором выступали еще в Ванкувере.
– В этом году четверку и двойку собрал для нас австрийский механик Йохан Вальнер, и я хотел бы целиком перейти на его технику. Хотя четверка у Вальнера получилась безупречной, а вот двойка – не совсем. Так что будем ее еще тестировать и держать в голове оба варианта. Сейчас меня постоянно спрашивают, какому виду я отдаю предпочтение. На самом деле нет никакого приоритета. Стремление побеждать есть как в четверке, так и в двойке. Просто четверка уже быстрая, а двойка – новая, но на ней можно работать, это главное.
– Вы специально пропустили первый посленовогодний этап Кубка мира в Альтенберге?
– Да, чемпионат Европы пройдет 18–20 января, а следом – чемпионат мира. Выступать каждую неделю тяжело. У нас, пилотов, например, единственный выходной – понедельник. В этот день хоть выспаться можно, отдохнуть, а во вторник уже начинаешь готовиться к следующей гонке. Поэтому и решили в Альтенберге выставить второй состав, дав возможность лидерам немного разгрузиться. Нужно ведь не только завоевывать медали, но и постараться пройти сезон без травм. Ну и соперникам неплохо было бы показать, что в России сегодня есть два-три состава, способных удивить хорошими результатами.
– А что можете сказать об олимпийской трассе в Сочи?
– Технически сложная, и ее, конечно, еще нужно изучать и обкатывать.
– Профессионалов уже трудно чем-то удивить?
– Почему? Новая трасса всегда интересна. На треке в Сочи, например, одни участки напоминают трассу в Нагано, другие – в Альтенберге, третьи – еще что-то... Как бы собрано отовсюду понемножку, но в то же время это совершенно новая трасса. Самое главное – она должна быть смотрибельной. Чтобы зрители могли видеть, как идет гонка, как машина едет. Ну и для нас чем гонка сложнее, тем она интересней, захватывающей. Я люблю, когда начинают играть нервы не только у пилотов, но и у разгоняющих, когда и те и другие прямо-таки жаждут показать все свое мастерство.
– А вы, когда мчитесь по трассе, понимаете, чувствуете, что происходит? Например, идеально прошли или наоборот?
– Пилот чувствует, когда его очень быстро несет, когда машина еще больше ускоряется… Бывает, понимаешь, что можешь допустить ошибку, или чувствуешь, что вроде бы неплохо проходишь трассу, а машину как бы «зарывает». То есть в идеале ты видишь, как идешь по трассе и что происходит с машиной. Если один поворот не удался, в голове будто компьютер включается: сразу начинаешь думать, где нагонять, на каком вираже. Принимаешь решение – рисковать или оставить все как есть. Это уже в зависимости от ситуации.
– На любой новой трассе даже самым опытным пилотам нужно время, чтобы освоиться. Трассу в Сочи успеете изучить досконально?
– Будем предпринимать для этого все усилия. А чтобы все нюансы этой трассы изучить, 354 заезда придется сделать как минимум.
– Вам было бы легче, если бы ваша последняя Олимпиада проходила не в Сочи?
– Конечно. Дома выступать вдвойне тяжелее – ответственность давит. Мы же прекрасно понимаем, что в случае чего весь негатив свалится на нас. Поэтому должны отработать так, чтобы не было стыдно. Перед самим собой прежде всего.
– Наш знаменитый саночник Альберт Демченко мечтает выступить в Сочи с дочерью, а вы не затрагивали эту тему со своей Лизой?
– Елизавета второй год всего выступает в скелетоне, но в этом сезоне отобралась в молодежную сборную и выступает на Кубке Европы. Прогресс есть, дочка очень умненькая, старается делать то, что говорят тренеры, советуется со мной, но так далеко я не заглядываю. Лиза ведь в санях отзанималась четыре года, а потом мы вместе приняли решение перейти в другой вид спорта. Почему не посоветовал более безопасный? А вы такой вид спорта знаете? Вот и я нет. Лиза выросла на сборах, постоянно была рядом со мной, поэтому неудивительно, что стала спортсменкой. А сейчас уже я не могу, да и не вижу смысла ее отговаривать. В 16 лет у человека уже есть собственное мнение, и мы с женой решили не запрещать ей заниматься любимым делом, а помогать чем можем, направлять.
– После четырех Олимпиад, которые вам довелось пройти, вы уже все про себя знаете. Но в новом олимпийском цикле на что обращаете внимание в своей подготовке в первую очередь?
– Думаю, что не буду оригинален, если скажу, что самое главное, что необходимо на Олимпиаде, – это психологическое равновесие. Олимпийская гонка – это всего лишь два дня. И не нужно в эти дни стараться сделать что-то лучше, чем ты умеешь. Нужно делать работу, которую ты выполнял всегда. Ну и свежая голова понадобится…