Китай уже второй год является главным автомобильным рынком планеты. Однако по росту продаж дорогие велосипеды почти не уступают автомобилям. Они превратились из средства передвижения в символ успеха. Со стороны может показаться, что все возвращается на круги своя: с каждым днем на улицах Пекина, Шанхая и других крупных китайских городов можно увидеть все больше велосипедистов. Однако если приглядеться, то становится ясно, что это не простые, а «новые велосипедисты». Одеты они в одежду самых популярных и дорогих лейблов и ездят на двухколесном транспорте, который стоит бешеных, по меркам рядовых жителей Поднебесной, денег – до четверти миллиона юаней (около 40 тыс. долларов).
Дорогой велосипед становится в Китае неотъемлемым атрибутом жизненного успеха. Последователями новой моды на дорогие велосипеды в основном являются высокооплачиваемые менеджеры крупных компаний 30–40 лет, которые еще помнят времена, когда именно двух-, а не четырехколесные машины были главным средством передвижения в Поднебесной. Конечно, в их гаражах стоят и автомобили представительского класса, но они все чаще выбирают велосипеды, которые порой стоят дороже автомобилей.
«Спрос на предметы роскоши, такие, как лимузины и часы, уже дошел до точки насыщения, – объяснил в интервью агентству Reuters Чжоу Цзянён, генеральный менеджер китайской компании, продающей велосипеды. – Поэтому высокооплачиваемые менеджеры сейчас обратились к дорогим велосипедам, чтобы, с одной стороны, показать всем свой уникальный вкус, а с другой – вести здоровый образ жизни».
Согласно прогнозам, в следующие несколько лет велосипедный рынок в Поднебесной будет расти в среднем на 10% в год, а в сегменте дорогих моделей – на 15%. Поддержанию высокого спроса способствуют не только простые китайцы, которые не могут позволить машину, и «новые велосипедисты», но и компании. Фирмы все чаще поощряют своих сотрудников за ударный труд двухколесными машинами. Один из гонконгских банков, к примеру, недавно заказал 1000 велосипедов средней стоимостью три тыс. юаней. Администрация банка собирается раздать их в конце года как бонусы за хорошую работу. Китайцы уже пресытились традиционными подарками (коллекционными винами, дорогими сигарами, зажигалками, ручками) и с удовольствием берут велосипеды. Нет нужды говорить, что велосипеды «новых велосипедистов» должны быть собраны обязательно вручную. Особенно ценится эксклюзивность, позволяющая владельцам наиболее редких моделей гордо называть их «роллс-ройсами велосипедного мира».
Конечно, увлечение состоятельных китайцев дорогими велосипедами не осталось незамеченным крупным бизнесом. Например, один из ведущих в Поднебесной элитных брендов одежды в надежде заработать разработал дизайн и заключил контракт с известным голландским производителем велосипедов, который будет делать двухколесные машины исключительно для Китая.
Цена на велосипеды известных производителей может доходить в Поднебесной до 240–250 тысяч юаней.