По информации аналитического агентства «Автостат», за 10 месяцев 2012 года в России было зарегистрировано 694 тысячи автомобилей классов «кроссовер» и «внедорожник». Наиболее быстрорастущий сегмент – компактные кроссоверы. Так, объем продаж в сегменте компактных кроссоверов в России в январе – октябре текущего года вырос на 44%. Специалисты одной из служб маркетингового анализа российского авторынка в свою очередь отмечают: в период с 2007 года по январь – август 2012-го доля внедорожников на рынке легковых автомобилей выросла с 14,5% до 28%.
Эксперты, опрошенные «НИ», уверены, что дело не столько в моде на автомобили с большим дорожным просветом, сколько в жизненной необходимости. «Совершенно очевидно, что покупка джипа – отнюдь не лучшее вложение денег, – заявляет в беседе с корреспондентом «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Однако я бы не стал говорить о том, что большинство обладателей внедорожников из той категории граждан, которые считают, что понты дороже денег. Вовсе нет! Если говорить о Москве, то сегодня многие ее жители стараются всеми возможными способами сбежать из мегаполиса, который становится все менее и менее приспособленным для жизни. Люди сдают квартиры, а сами уезжают жить за город. Однако там, за городом, без машины с полным приводом и хорошим дорожным просветом придется очень нелегко».
Кроме того, говорит Виктор Травин, в последние годы по российской столице стало крайне тяжело ездить: «Бывает, что приходится и через бордюр перемахнуть. На легковушке чаще всего это просто невозможно». Многие россияне делают выбор в пользу джипов еще и потому, что они считаются более безопасными. Достаточно просто изучить сводки дорожно-транспортных происшествий, чтобы понять: в случае фронтальных ударов остаться в живых и серьезно не пострадать больше шансов все же у тех, кто передвигается на внедорожнике. Этот факт нельзя сбрасывать со счетов, особенно сегодня, в условиях бешеного движения и огромного числа неквалифицированных водителей. Высокий спрос на машины этого класса является «грустным показателем», продолжает эксперт. «Это говорит о том, что в России очень мало дорог с хорошим покрытием и что их плохо чистят в зимнее время, – сетует собеседник «НИ». – Когда я сказал своим немецким знакомым, что являюсь обладателем джипа, они меня тотчас же переспросили – дескать, я наверняка живу в деревне? Европейцы не могут понять, для чего городскому жителю требуется внедорожник. В той же Германии я лично видел главу муниципалитета, который ездил на машинке, похожей на Daewoo Matiz. И никому там не приходит в голову, что это унизительно или не престижно».
Однако автомобили с постоянным или подключаемым полным приводом пользуются популярностью не только у москвичей. Менеджер Сергей Солодовников из Самары рассказал «НИ», что недавно продал свой седан, после чего оформил кредит и приобрел внедорожник. «Устал каждую зиму застревать во дворе своей пятиэтажки, – объясняет мужчина. – Вот и не выдержал, решил, что за комфорт готов больше платить за бензин. А автомобиль у меня на аппетит не жалуется: «кушает» больше 20 литров на 100 километров. Да и за страховку теперь приходится платить в два раза больше». Выходит, что Сергей Солодовников – едва ли не типичный российский покупатель автомобиля с полным приводом. Рыбаки и охотники в этом сегменте занимают, вопреки широко распространенному мнению, отнюдь не первое место. Плохо убранные дороги, сугробы по пояс и вопрос безопасности – вот основные причины, по которым многие автомобилисты делают выбор в пользу больших автомобилей.
Российские власти практически ничего не делают для того, чтобы стимулировать продажи малолитражных автомобилей, сетует в беседе с «НИ» лидер Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. «Люди должны быть заинтересованы в приобретении маленького автомобиля, – отмечает наш собеседник. – Однако никаких ощутимых стимулов мы не видим. Вот и получается, что на сегодняшний день можно практически за одинаковые деньги приобрести подержанный джип или же новую малолитражку». По его мнению, владельцы малолитражек, которые занимают меньше пространства на парковках и наносят не столь значимый урон экологии, должны получать всяческие бонусы. «Например, для них должен быть значительно снижен транспортный налог. Можно рассмотреть и возможность бесплатной заправки топливом таких машин. Если у владельцев небольших машин появятся серьезные привилегии, уверен, что часть обладателей внедорожников задумаются, а не пересесть ли им на автомобили попроще», – резюмирует г-н Канаев.
Однако сегодня уже трудно заставить россиян отказаться от автомобилей с повышенными внедорожными качествами, уверен эксперт одного из российских аналитических агентств Анатолий Вакуленко: «Рост продаж кроссоверов объясняется увеличением объема доступного предложения автомобилей в таком кузове. Прежде всего речь о массовом выпуске относительно недорогих (в пределах одного миллиона рублей) кроссоверов со стороны корейских, японских и французских автопроизводителей». Помимо этого, по словам г-на Вакуленко, продажи кроссоверов стимулирует и низкое качество дорожного покрытия, и неудовлетворительная работа коммунальных служб в большинстве регионов нашей страны.
Однако российская любовь к большим, мощным и дорогим внедорожникам объясняется отнюдь не только плохими дорогами. К примеру, две трети автомобилей, продаваемых компанией Porsche в России, – это Cayenne. BMW нигде, кроме США, не реализует больше моделей X5M и X6M, чем в Москве и в Санкт-Петербурге. В нашей стране каждый месяц регистрируется больше новых автомобилей Cadillac Escalade, чем в остальной Европе за целый год.
«Не секрет, что многие россияне приобретают такие машины не из-за внедорожных качеств, а для того, чтобы самоутвердиться на дороге, – отмечает в беседе с «НИ» психолог Наталья Мишина. – В России так сложилось, что именно автомобиль во многих случаях подчеркивает статус владельца. Известно также, что с обладателями подобных машин на дороге предпочитают не связываться, да и вообще к ним относятся с большим уважением, нежели к другим участникам движения. Например, их не прогоняют с левой полосы, мигая дальним светом фар». По словам собеседницы «НИ», во многом по этой причине на внушительного вида кроссоверах предпочитают ездить не только брутальные мужчины, но и вполне хрупкие девушки.
«В большинстве цивилизованных стран даже преуспевающему бизнесмену не стыдно ездить на малолитражке, – продолжает психолог. – Однако это явно не про нас. На мой взгляд, сегодня вряд ли какие-то бонусы заставят россиян отказаться от покупки крутого джипа в пользу машинки со слабым двигателем и не очень «серьезной» внешностью».
Однако дело не только в национальной «традиции», но и в бесспорном эгоизме современных автомобилистов, констатирует доктор социологических наук, профессор СПбГУ Дмитрий Гавра: «Мы виним власти в бесконечных пробках, неразвитой транспортной инфраструктуре, а сами тем временем приобретаем большие машины, на которых зачастую ездим по одному. И не стесняемся занимать столько парковочного места, сколько хватило бы как минимум для двух малолитражек. Над этим нам всем действительно стоит хорошенько задуматься».
НЕМЦЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ НЕДОРОГИЕ И ЭКОЛОГИЧНЫЕ МАШИНЫ
|