Сейчас на фасадах городских зданий размещено около 150 тыс. вывесок. При этом лишь пятая часть из них прошла согласование. Новые правила устанавливают жесткие требования к таким конструкциям. Высота вывесок ограничена 0,5 метра, а длина должна составлять не более 60% от размера витрины или фасада помещения, на котором вывеска расположена. В любом случае длина конструкции не может превышать 10 метров, а расстояние между соседними вывесками «в одной горизонтальной плоскости фасада» должно быть не меньше 10 метров. Также правила четко запрещают размещать вывески ниже 2,5 метра от земли и выше второго этажа зданий, в том числе на балконах, окнах и стенах жилых домов. Оборудовать конструкцию на крыше дома разрешается организации только в случае, если она является единственным владельцев этого здания. При этом каждая организация может разместить только одну вывеску на здании.
Самые жесткие требования к вывескам установят для четырех «пилотных» улиц: Тверская, Воздвиженка, Большая Садовая и Новый Арбат. К 1 апреля следующего года Москомархитектуры разработает концепции их оформления. В документе будут прописаны детальные требования к типу, размеру, цвету и шрифтам размещаемых на этих улицах вывесок. После официального принятия концепции предпринимателям будет дано три месяца на приведение своих вывесок в соответствие с требованиями. К этому же сроку должны быть сменены вывески на 15 театрах и торговых комплексах. В их число вошли театры «Эрмитаж», «Сфера», а также торговые центры «Золотой Вавилон» и «Атриум». Типы, размеры и места размещения вывесок на этих зданиях определит Москомархитектуры.
«Проблема вывесок не менее актуальна, чем проблема рекламных конструкций, потому что некоторые фасады зданий вообще не видно за огромным количеством информационных вывесок, – завил Сергей Собянин. – И они сегодня размещаются в таком формате, что многие из них закрывают целые фасады домов, зданий и, конечно, производят очень пестрое впечатление какого-то такого восточного базара, но не Москвы». Также градоначальник добавил, что будет ужесточено наказание за незаконное размещение вывесок. По его словам, соответствующие поправки уже готовятся в Мосгордуме.
Сергей Собянин также отметил, что работы по приведению в порядок вывесок будут идти в три этапа: «На этом этапе для нас самое главное отработать механизмы и саму концепцию размещения вывесок. Там будут заданы общие правила, как должна вывеска размещаться, на каком этаже, каков ее размер и так далее. Второе направление касается крупных городских магистралей, таких как Садовое кольцо, Арбат, Тверская, где будет разработана специальная архитектурная концепция размещения вывесок. И третье направление – это отдельное здание. Особенно это касается торговых центров, театров, дворцов и так далее, где также надо наводить порядок, это отдельный проект. По каждому такому зданию будет разрабатываться свой дизайн вывесок».
Все нововведения будут применены к 1 июля 2013 года в экспериментальной зоне – к десяти кварталам в десяти разных округах Москвы. «Итоги эксперимента станут основой для введения новых правил размещения вывесок на всей территории Москвы», – заявил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Все вывески относятся к «рекламе потребительского рынка», и поэтому они в обязательном порядке должны быть зарегистрированы, поясняет пресс-секретарь Департамента СМИ и рекламы Москвы Владимир Яковлев: «В нашем Департаменте существует служба «одного окна», куда необходимо подавать соответствующие документы (подробности можно узнать на странице ведомства в facebook или на сайте). Размещать вывеску на здании культурного наследия можно будет только при наличии разрешения Москомархитектуры и Москомнаследия». Стоит отметить, что ранее в столице были запрещены рекламные перетяжки над дорогами, а также щиты на строительных сетках и заборах. Вместе с ними тогда были демонтированы порядка 20 тыс. незаконных рекламных конструкций.
Представители городской общественности меры по очистке столицы от беспорядочных вывесок поддерживают. Руководитель общественной организации «Городские проекты» Илья Варламов рассказал «НИ», что одобряет решение столичных властей привести в порядок вывески. По его мнению, к примеру, нужно запретить использование так называемых лайтбоксов. Они представляют собой каркас со светопроницаемой поверхностью, на которую нанесено название компании, источник света находится внутри светового короба и, таким образом, рекламная надпись на лайтбоксе становится видной даже в темное время суток. «Лучше, чтобы все вывески были сделаны отдельными буквами, как, например, это устроено в Лондоне», – говорит Илья Варламов.
Городу нужны такие вывески, которые могли бы его украсить, говорит «НИ» вице-президент Академии художественной критики историк архитектуры Алексей Клименко. По его словам, в советское время, когда в Москве их практически не было, город смотрелся достаточно унылым и серым. «Необходимо, чтобы новые правила установки вывесок разрабатывались вместе с экспертами в области архитектуры», – добавил г-н Клименко.