Posted 16 декабря 2012, 20:00
Published 16 декабря 2012, 20:00
Modified 8 марта 2024, 05:22
Updated 8 марта 2024, 05:22
Бывший сотрудник ГУВД Москвы Дмитрий Павлюченков, согласно решению суда, должен будет провести за решеткой еще девять лет и восемь месяцев, так как начало срока ему отсчитывают от 23 августа прошлого года, когда экс-милиционера задержали. Прокурор требовал для Павлюченкова еще год ограничения свободы, но судья Александр Замашнюк эту просьбу отклонил, сославшись на то, что на момент совершения преступления подобной нормы в законодательстве еще не было. Суд также частично удовлетворил гражданский иск потерпевших о возмещении морального вреда. Вместо заявленных 10 млн. рублей бывшего милиционера обязали выплатить семье убитой журналистки три млн. рублей.
Находившийся в последние месяцы под домашним арестом Дмитрий Павлюченков в пятницу прибыл в суд с 40-минутным опозданием и попросил перенести оглашение приговора, сославшись на плохое самочувствие. Как пояснил адвокат Карен Нерсесян, его подзащитному стало плохо с утра, в результате чего Павлюченкову пришлось даже делать инъекцию сильнодействующего успокоительного. В начале заседания судья Замашнюк даже объявил перерыв для вызова подсудимому бригады «Скорой помощи», однако врачи сочли, что Павлюченков может выслушать приговор, и оглашение продолжили.
Из приговора следовало, что Павлюченков действовал в составе организованной группы, в которой «четко прослеживалось распределение ролей каждого из участников». Павлюченков получил от Лом-Али Гайтукаева 150 тыс. долларов и, используя на тот момент свое служебное положение, привлекал для слежки за журналисткой своих подчиненных, выплачивая им по 100–150 долларов в день. Так же на совести экс-милиционера – покупка оружия для совершения преступления и передача его исполнителю убийства.
Дело Павлюченкова было рассмотрено в особом порядке из-за его досудебной сделки со следствием, в которой он полностью признал свою вину и сообщил следствию ранее неизвестную информацию об организации и финансировании убийства, а также о покупке оружия. По действующему законодательству в таком случае обвиняемый не может быть приговорен к лишению свободы на срок более двух третей от максимально предусмотренного наказания. Гособвинитель требовал для Павлюченкова 12 лет лишения свободы, судья Замашнюк дал 11, сославшись на положительные характеристики и наличие у обвиняемого медалей.
Сын Анны Политковской Илья считает приговор слишком мягким. «Я настаивал на 15 годах лишения свободы», – сообщил «НИ» г-н Политковский. Семья погибшей намерена обжаловать данное решение суда. Адвокат потерпевших Анна Ставицкая заявила «НИ», что ходом следствия она и ее подзащитные будут довольны лишь после выявления заказчика убийства: «Мы рады, что начало этому делу положено, и человек, который сыграл в этом преступлении огромную роль, сейчас находится под стражей. Именно сторона потерпевших представила доказательства, что Павлюченков не свидетель, а участник преступления». Но, по мнению адвоката Ставицкой, бывший милиционер Павлюченков значительно занизил свою вину в данном деле и не выполнил все условия сделки со следствием, в том числе не назвал имя подлинного заказчика убийства. «Павлюченков называл заказчиком политически мотивированных людей вроде Березовского, Закаева. Но мы уже давно не верим в эти сказочные фамилии», – добавила г-жа Ставицкая.
Адвокат экс-милиционера Павлюченкова Карен Нерсесян также готовит материалы для обжалования излишне сурового, по его мнению, приговора. Адвокат Нерсесян заявил, что намерен добиваться условного срока для своего подопечного с учетом состояния его здоровья.
Напомним, что обозреватель «Новой газеты» была убита пятью выстрелами возле лифта своего дома на Лесной улице в Москве 7 октября 2006 года. Помимо Дмитрия Павлюченкова по делу проходят еще пять обвиняемых: бывший оперативник Сергей Хаджикурбанов, Лом-Али Гайтукаев и братья Рустам, Ибрагим и Джабраил Махмудовы. В настоящее время расследование в отношении них окончено, и суд начнется весной 2013 года.
Адвокат братьев Махмудовых Мурад Мусаев в беседе с «НИ» назвал решение Мосгорсуда в отношении Дмитрия Павлюченкова «экспресс-приговором». По мнению г-на Мусаева, именно осужденный играл ключевую роль в данном преступлении, но его ответственность была смягчена из-за выгодных показаний следствию. Братья Махмудовы, по словам адвоката Мусаева, ни в чем не виновны, и адвокат намерен ходатайствовать о рассмотрении дела судом присяжных. Ранее суд присяжных уже оправдывал Хаджикурбанова и двух братьев Махмудовых. Третий, Рустам Махмудов, которого следствие считает непосредственным исполнителем убийства журналистки, в то время находился в розыске и сдался правоохранителям позднее.