Старшие напрасно полагают, что маленький ребенок еще ничего не понимает. Судя по воспоминаниям Саши, от имени которого ведется повествование, они заблуждались. Да, он маленький, но у него есть свои привязанности, свои представления о дружбе, свой характер. Саше сложнее, чем взрослым, противостоять «заботам» бабушки, напоминающим настоящий террор. К тому же он, безусловно, привязан к ней, по-своему любит, хотя с трудом удерживается, чтобы не обидеть Нину Антоновну. Он, конечно, любит и маму, которую бабушка клеймит, не стесняясь в выражениях. Впрочем, бабушка ругает всех: такой уж у нее нрав! Ее раздражает и собственный муж Семен Михайлович, известный артист кино. И сосед Леша. И бывший зять, муж дочери Ольги, и нынешний, Толик, которого она называет «хахалем». Угодить ей никто не может, потому что она сама не знает, что ей нужно. К примеру, она поднимает ужасный крик, заметив в комнате мышонка. И начинает вместе с мужем настоящую охоту за «опасным» зверем. Но когда бедняга попадает в мышеловку, принимается оплакивать его, а заодно и клясть «убийцу» Семена Михайловича.
И повесть, и спектакль погружают нас в совершенно реальную жизнь, ничего не приукрашивая, но и не сгущая краски. На помощь героям приходит юмор, которым окрашены многие ситуации и реплики. И добрый взгляд на мир, несмотря ни на что, вопреки всему. Два с лишним часа мы находимся в обществе обыкновенных людей, вовсе не ангелов, но и не монстров. Убежденных в том, что правы только они. Умеющих говорить, но не умеющих слушать, а главное – слышать!
«Воспоминания о счастливом детстве» – так в подзаголовке определяет жанр спектакля сам театр – простая ироническая интонация, избавляющая его от необходимости что-то доказывать, комментировать, объяснять, делить героев на «чистых» и «нечистых».
Конечно, совсем непросто взрослому артисту Александру Чернявскому говорить и действовать от имени ребенка. Но он и не пытается имитировать детство. В его широко раскрытых глазах, угловатой пластике оно угадывается само по себе. Спектакль радует настоящим ансамблем. И все-таки еще одну работу следует отметить особо: я имею в виду роль бабушки, что досталась Галине Борисовой. Знаю ее еще по годам учебы во мхатовской школе. Видел затем в Риге. Да и у Марка Розовского она служит не первый сезон. Сколько точных, беспощадных деталей придумала она – от перекрученных чулок до небрежной прически. Завидная беспощадность к себе во имя создания художественного образа.
«Похороните меня за плинтусом» – одна из первых премьер Театра «У Никитских ворот» на новой сцене. Она свидетельствует о том, что, достигнув возраста зрелости, Марк Розовский и его партнеры не думают отказываться от поисков дальнейших путей установления диалога со своей аудиторией, постоянно отвечая на один и тот же вопрос: зачем люди ходят в театр…