Уроки для взрослых

14 декабря 2012, 00:00
Мы привыкли к урокам, которые взрослые преподают детям. Но в данном случае речь идет об уроке, преподанном нам ребенком. Конкретно – мальчиком Сашей Савельевым, сиротой при живых родителях. Вероятно, он вел дневник. Или обладал феноменальной памятью, в которой запечатлелись перипетии его нелегких взаимоотношений со взр

Старшие напрасно полагают, что маленький ребенок еще ничего не понимает. Судя по воспоминаниям Саши, от имени которого ведется повествование, они заблуждались. Да, он маленький, но у него есть свои привязанности, свои представления о дружбе, свой характер. Саше сложнее, чем взрослым, противостоять «заботам» бабушки, напоминающим настоящий террор. К тому же он, безусловно, привязан к ней, по-своему любит, хотя с трудом удерживается, чтобы не обидеть Нину Антоновну. Он, конечно, любит и маму, которую бабушка клеймит, не стесняясь в выражениях. Впрочем, бабушка ругает всех: такой уж у нее нрав! Ее раздражает и собственный муж Семен Михайлович, известный артист кино. И сосед Леша. И бывший зять, муж дочери Ольги, и нынешний, Толик, которого она называет «хахалем». Угодить ей никто не может, потому что она сама не знает, что ей нужно. К примеру, она поднимает ужасный крик, заметив в комнате мышонка. И начинает вместе с мужем настоящую охоту за «опасным» зверем. Но когда бедняга попадает в мышеловку, принимается оплакивать его, а заодно и клясть «убийцу» Семена Михайловича.

И повесть, и спектакль погружают нас в совершенно реальную жизнь, ничего не приукрашивая, но и не сгущая краски. На помощь героям приходит юмор, которым окрашены многие ситуации и реплики. И добрый взгляд на мир, несмотря ни на что, вопреки всему. Два с лишним часа мы находимся в обществе обыкновенных людей, вовсе не ангелов, но и не монстров. Убежденных в том, что правы только они. Умеющих говорить, но не умеющих слушать, а главное – слышать!

«Воспоминания о счастливом детстве» – так в подзаголовке определяет жанр спектакля сам театр – простая ироническая интонация, избавляющая его от необходимости что-то доказывать, комментировать, объяснять, делить героев на «чистых» и «нечистых».

Конечно, совсем непросто взрослому артисту Александру Чернявскому говорить и действовать от имени ребенка. Но он и не пытается имитировать детство. В его широко раскрытых глазах, угловатой пластике оно угадывается само по себе. Спектакль радует настоящим ансамблем. И все-таки еще одну работу следует отметить особо: я имею в виду роль бабушки, что досталась Галине Борисовой. Знаю ее еще по годам учебы во мхатовской школе. Видел затем в Риге. Да и у Марка Розовского она служит не первый сезон. Сколько точных, беспощадных деталей придумала она – от перекрученных чулок до небрежной прически. Завидная беспощадность к себе во имя создания художественного образа.

«Похороните меня за плинтусом» – одна из первых премьер Театра «У Никитских ворот» на новой сцене. Она свидетельствует о том, что, достигнув возраста зрелости, Марк Розовский и его партнеры не думают отказываться от поисков дальнейших путей установления диалога со своей аудиторией, постоянно отвечая на один и тот же вопрос: зачем люди ходят в театр…

#Новости #Литература #Театры #Культура #Борис ПОЮРОВСКИЙ #Премьера
Подпишитесь