Posted 9 декабря 2012, 20:00

Published 9 декабря 2012, 20:00

Modified 8 марта 2024, 05:08

Updated 8 марта 2024, 05:08

Все сбывается

9 декабря 2012, 20:00
Сюжет
Деньги
В декабре супермаркеты и торговые центры превращаются в самые настоящие места паломничества россиян, жаждущих по низкой цене приобрести целый ворох подарков. По данным социологов, более трех четвертей россиян покупали товары на предновогодних распродажах. И более половины покупателей потом убеждались, что переплатили и

Жительница Ульяновска Олеся Долгих на днях приобрела новый холодильник с объявленной магазином предновогодней скидкой. «Я всегда считала, что перед Новым годом магазины заметно сбрасывают цены на свой товар. А когда отправилась в крупный магазин бытовой техники и увидела, что действительно половина прежних ценников перечеркнута, а вместо них значатся уже новые, сниженные, цены, то поверила окончательно», – рассказала «НИ» женщина. Однако дома Олесю Долгих ждало разочарование. Ее сын захотел выяснить, сколько реально удалось сэкономить семье, залез в Интернет и обнаружил, что «сниженная» цена приобретенного холодильника почти на 3 тыс. рублей выше его обычной, «непредновогодней» стоимости.

История, приключившаяся с Олесей Долгих, типична, подтверждает «НИ» председатель Союза защиты прав потребителей России Петр Шелищ: «Я еще никогда не встречал у нас в стране таких скидок, как, например, в США, где в предновогодние дни действительно можно купить за 8–10 долларов вполне качественную одежду, которая в обычное время стоит не менее 30 долларов». По словам г-на Шелища, на Западе торговцы исходят из того, что им выгодно побыстрее распродать залежавшийся товар, чтобы получить оборотные средства и разгрузить склады, а на вырученные деньги приобрести новую, более востребованную продукцию, тогда как в России присутствует только внешняя сторона массовых распродаж, когда скидки присутствуют только на ценниках, а торговцы руководствуются «единственным принципом – любой ценой «впарить» товар».

Однако россияне на эту приманку клюют. По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), на предновогодних распродажах товары приобретали 77% респондентов. По данным опроса, проведенного исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru, на предновогодних распродажах россияне покупают в основном одежду и обувь (64%), бытовую и компьютерную технику (24%), косметику и парфюмерию (16%) и продукты питания (13%). Однако, как выяснили социологи ФОМ, каждый четвертый польстившийся на скидку впоследствии жалел о покупке. При этом более половины (53%) россиян считают, что во время распродаж на прилавках оказываются в основном некачественные товары. Примерно столько же (52%) респондентов уверены, что цены на товары в действительности не снижаются, и предновогодние скидки – не более чем рекламный трюк.

«Найти реальные скидки перед Новым годом очень сложно, – заявил «НИ» председатель Конфедерации обществ потребителей России Дмитрий Янин. – Потребители впадают в массовый предновогодний ажиотаж и зачастую готовы тратить на подарки и на угощения все до последней копейки. Однако в декабре никаких скидок на самом деле нет, сплошная имитация, не более того. Я бы сказал, что сейчас мы видим псевдоскидки, когда продавцы сначала задирают цены до небес, а затем слегка опускают их и демонстративно перечеркивают ценники».

Скидка в цене на товар оборачивается прибавкой в кармане продавца.
Фото: ЕКАТЕРИНА ВАРЮХИЧЕВА

Существует множество маркетинговых приемов по привлечению покупателей в магазины в канун новогодних праздников, поясняет «НИ» Дмитрий Янин: «Порой магазин завозит на весь город десять телевизоров, после чего продавцы начинают кричать на каждом углу о невероятном снижении цен на эту модель. Люди бросаются за телевизорами, но найти именно эти подешевевшие телевизоры никто не может, и покупатели вынуждены приобретать дорогие. То есть такие многообещающие предложения работают в первую очередь в качестве своего рода приманки». Фраза «под Новый год все сбывается» в торговле хорошо известна, утверждает г-н Янин и советует планирующим крупные покупки дождаться февраля: «Февраль считается «мертвым» для сферы торговли периодом, когда покупательская способность заметно падает. В это время, как правило, и можно обнаружить действительно честные скидки, так как продавцам приходится идти навстречу покупателям».

С осторожностью необходимо относиться и к предложениям «Две вещи по цене одной», говорит «НИ» маркетолог одной из российских торговых сетей: как правило, в цену «одной» вещи уже заложена цена второй. К товарам же, на которые назначена действительно крупная скидка, следует относиться с опаской: «Вполне возможно, что имеется какой-то брак, о котором продавец предпочел умолчать. Или же, если речь идет о продовольствии, срок годности подходит к концу».

Зачастую организаторы распродаж заявляют, что обмену и возврату приобретенные со скидкой товары не подлежат. Однако, как сообщили «НИ» в Роспотребнадзоре, распродажа – это обычная купля-продажа товара и «при покупке товара на распродаже или со скидкой потребитель имеет все основания потребовать возврата денег или обмена товара, даже если продавец безапелляционно заявляет обратное». В Роспотребнадзоре напоминают, что все реализуемые на распродажах товары также подпадают под российский закон «О защите прав потребителей».

Многие люди совершают покупки в предновогодние дни, поддавшись эмоциональному заражению со стороны окружающих, рассказывает «НИ» руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов: «Люди очень падки на халяву и создают настоящий ажиотаж, который, по сути, является аналогом истерических эпидемий». По словам психолога Виноградова, подобные «торговые эпидемии» инициируются легковозбудимыми личностями, которые составляют примерно 10% населения, а «в сфере торговли консультантами зачастую работают профессиональные психологи, которые знают многие слабые места современных покупателей». Обманом оборачивается, по утверждению Михаила Виноградова, и многочасовое стояние в очередях за якобы дешевым товаром: на самом деле покупателям едва ли удается сэкономить больше 100 рублей, а магазин получает сверхприбыль за счет стремительно выросшего оборота.

Несмотря на массированную рекламу новогодних скидок на автомобили, покупать машину в декабре – отнюдь не лучшая идея, утверждают эксперты. Они советуют дождаться января-февраля и взять автомобиль прошлого года, но с гораздо большей скидкой. «Скидки в автосалонах бывают реальными, – заявил «НИ» лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Лично я привык приобретать автомобили в январе. Да, он будет прошлогодний, но совершенно новый». Виктор Похмелкин, правда, оговорился: этот вариант подходит для тех, кто намерен ездить на приобретенном автомобиле хотя бы несколько лет. Если же человек берет машину на год, то приобретать новый, но прошлогодний автомобиль смысла не имеет: можно больше потерять при его дальнейшей перепродаже.

Немецкие магазины заманивают покупателей большими скидками, сбивая при этом завышенные цены

Немцы называют распродажи со скидками Schnappchenjagd, что в переводе звучит «охота за удачными покупками», а покупатели, одержимые этой пагубной для кошелька страстью, автоматически превращаются в азартных охотников. Германия была первой страной в Европе, где распродажи товаров официально узаконили. Это случилось 7 июня 1909 года, в момент принятия закона «О борьбе с недобросовестной конкуренцией». Позже, в 1950 году, Министерство экономики разработало «Положение о летних и зимних распродажах», разрешив проводить распродажи два раза в год: зимой в последнюю неделю января и в первую неделю февраля и летом в последнюю неделю июля и первую неделю августа. Эти распродажи касались согласно закона лишь сезонных товаров, таких, как текстиль, одежда, обувь, обивочные ткани и ковры, а также почему-то матрацев и инвентаря для некоторых видов спорта. Такого явления, как «рождественские распродажи», в Германии до последнего времени не существовало, и делать покупки накануне Рождества было в принципе очень невыгодно.
Однако постепенно законы рынка возобладали, и с 1 июля 2004 года в Германии стало официально разрешено распродавать товары свободно, вне сезонных рамок и ограничений. Английское слово Sale все прочнее внедряется в немецкий язык. Ликвидированы даже ограничения на ассортимент сезонных товаров, подлежащих уценке, что позволяет торговым домам подгонять под сезонные распродажи все мыслимое и немыслимое, включая электронику, мебель и ювелирные украшения. Однако в действительности многие скидки оказываются таковыми только на бумаге. Например, проценты, обозначающие возможную скидку, могут выглядеть очень заманчиво: 75%, а то и 90%! Но перед этими впечатляющими цифрами возможной скидки, как правило, стоит предлог Ab (от), и это означает, что какая-то, может быть, даже всего одна вещь действительно уценена на 90%, но остальные могут быть уценены всего на несколько процентов, если уценены вообще. Однако потенциальный покупатель уже вошел в магазин, то есть, как это сейчас говорят, «повелся».
Известен другой, еще более коварный, но очень распространенный способ жульничества при назначении скидок. Так, магазин на один день повышает стоимость товара, предположим, на половину. Назавтра он возвращает цену в исходное положение, но на «уцененный» товар с чистой совестью вешается ярлычок, извещающий о том, что уценка составляет 50%. С одной стороны, это неправда. С другой – комар носа не подточит. Подобная ловкость рук, – увы, явление для немецкой торговли нередкое. В прежние времена, говорят пожилые немцы, этикеткам и ценникам верить можно было больше.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

Подпишитесь