Большой резонанс, правда, главным образом за пределами Франции, вызвал аукцион, который прошел в воскресенье в городе Фонтенбло под Парижем. На нем была продана часть переписки императора Наполеона, в том числе его шифрованное письмо, в котором он сообщал о намерении покинуть Москву и взорвать Кремль. Уход французских войск из разоренного ими российского города, как известно, стал поворотной точкой войны 1812 года.
Покупатель письма неизвестен. По правилам аукциона его имя не разглашается. Однако во французской прессе сразу же предположили, что покупатель – какой-то богач из России. Уж больно сильно переплачено за это письмо. При стартовой стоимости в 15 тыс. евро покупатель выложил за него 187,5 тыс. евро. Этому неизвестному победителю аукциона достались два пожелтевших от времени листа бумаги, подписанных кратко: «Нап». Письмо, датированное 20 октября 1812 года, адресовалось министру внутренних дел Югу Бернару Маре и содержало историческую фразу: «Я взорву Кремль 22-го числа в три часа утра». Как известно, осуществить свое намерение Наполеону удалось лишь частично: взрывчатка, подложенная под башни и стены Кремля, отсырела и сработала не везде. Были взорваны лишь три башни и часть стен, которые после изгнания французских войск восстанавливали в течение 20 лет. Дополнительную ценность письму придает то, что оно написано с использованием цифрового кода, которым Наполеон пользовался при составлении особо секретных депеш, например, содержащих планы предстоящего сражения.
Впрочем, на аукционе в Фонтенбло письмо Наполеона не было самым главным лотом. За 375 тыс. евро ушло эссе легендарного императора, написанное им в заключении на острове Святой Елены, куда он был отправлен после свержения. Любопытно, что покупателем этой реликвии также, скорее всего, оказался иностранец, но не из России, а из Японии.
Переписка Наполеона охотно раскупается коллекционерами со всего мира. А вот в самой Франции наследие императора основательно подзабыто. В отличие от России война 1812 года в стране никак не отмечается. Здесь практически ничего не знают об этом событии, и «винить» тут стоит французскую систему образования. В школьных учебниках Наполеон упомянут лишь как создатель многих действующих до сих пор французских институтов, учреждений и законодательных актов. Его знают как создателя Гражданского кодекса, но не как завоевателя. Эту страницу истории французы не любят афишировать. Захваты чужих территорий, завоевательные походы, восстановление рабства в колониях – все это делает Наполеона далеко не самым любимым персонажем французской истории. Соответственно, и войны, которые он вел, равно как и сражения с его участием, подвергаются забвению. О Наполеоне и его времени еще более-менее осведомлены люди старшего поколения, учившиеся не по нынешним политкорректным учебникам, где его времени отведено буквально несколько страниц. А для молодежи император – сплошное белое пятно. «Наполеон? – поинтересовался у меня мой сосед студенческого возраста. – Это, кажется, собака из мультфильма?»