Posted 3 декабря 2012, 20:00

Published 3 декабря 2012, 20:00

Modified 8 марта, 05:11

Updated 8 марта, 05:11

Капитальная проблема

3 декабря 2012, 20:00
Сюжет
Деньги
Россия лидирует по привлечению прямых иностранных инвестиций среди стран БРИК, однако количество регионов, привлекающих внимание инвесторов, можно пересчитать по пальцам. Согласно опубликованному на прошлой неделе докладу Deutche Bank, в их число попали Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Архангельская област

Как утверждает Росстат, приток прямых иностранных инвестиций в Россию за 10 месяцев 2012 года составил 12,3 млрд. долларов, увеличившись на 4,6% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. По данному показателю мы опережаем страны БРИК, а на территории СНГ уступаем лишь Казахстану. Между тем зарубежные эксперты отмечают, что привлекаемые средства распределяются по стране крайне неравномерно. По сути, большая часть инвестиций оседает в пяти регионах – в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, на Сахалине, а также в Архангельской области. Как сообщил «НИ» экономист HSBC по России и странам СНГ Артем Бирюков, первые три привлекают инвесторов своим статусом и расположением, последние – наличием природных ресурсов (нефти и газа), а также реализацией крупных международных проектов в энергетической сфере.

«При выборе конкретного региона помимо общестрановых факторов, таких, как развитость трудового законодательства, качество налогового и таможенного администрирования, судебной системы, инвесторы рассматривают и целый список региональных факторов, – сообщил «НИ» заместитель директора группы региональных финансов Standard&Poor’s Карен Вартапетов. – Имеет значение величина рынка сбыта, транспортная доступность к нему, квалификация работников, развитость энергетической, транспортной, законодательной инфраструктуры. Часто по этим показателям наиболее благоприятно смотрятся Москва и Санкт-Петербург, отсюда и концентрация».

Впрочем, как следует из аналитического исследования Deutche Bank, и в лидирующих регионах инвестиционный климат далеко не самый благоприятный. Там, где инвестиционный потенциал указывается как высокий, риски оцениваются как высокие или средние. Минимальные же риски присущи тем регионам, которые немного могут предложить инвесторам – к таким регионам специалисты Deutche Bank отнесли, к примеру, Ростовскую область.

При этом аналитики убеждены, что инвесторы, ориентированные на Россию, обращают внимание не на возможность налоговых льгот, количество частных компаний в регионе, его инфраструктуру или статус особой экономической зоны, а на уровень дохода на душу населения, на зарплаты, выплачиваемые в долларах, а также инвестиционный рейтинг региона.

Российские эксперты не склонны умалять масштабы проблем, связанных с административными и инфраструктурными барьерами. «Прямые иностранные инвестиции притекают на те территории, на которых можно производить продукцию с удельными издержками, меньшими, чем у других стран. Кроме того, такая продукция должна быть «вписана» в мировое разделение труда, поскольку удельные издержки могут быть низкими только при массовом производстве и высокой специализации», – комментирует ситуацию «НИ» руководитель отдела бизнес-оценки аудиторской компании «ФинЭкспертиза» Александр Дорофеев. А в регионах России, по его словам, удельные издержки для большинства производств выше, чем в других странах.

«Построить завод в России намного дороже, чем такой же, например, в Корее, потому что дорого стоят промышленные товары, дорого и долго согласовывать строительство, нет развитой инфраструктуры, – продолжает эксперт. – Но построить – это еще полдела. Надо, чтобы был сбыт на готовую продукцию, а чтобы на нее был сбыт, должна быть конкурентоспособная цена, то есть не выше, чем у иностранных производителей. И снова не удается делать продукцию нужного качества по низкой себестоимости по тем же причинам – дорого стоит сырье, рабочая сила не всегда дисциплинированная, большие транспортные траты и много расходов на преодоление административных барьеров».

По мнению Артема Бирюкова, инвестиционная привлекательность часто зависит от того, насколько региональные власти проявляют интерес к финансовому партнерству с иностранными инвесторами. Финансовое партнерство, как отмечает эксперт, подразумевает предоставление налоговых преференций или необходимой инфраструктуры.

«Безусловно, не все регионы могут себе это позволить в силу того, что сами являются дотационными и зависят от субсидий из федерального бюджета. Следующий год не привнесет существенных изменений в инвестиционную привлекательность регионов России. Наоборот, многие регионы будут вынуждены свернуть капитальные затраты в силу смещения акцента на усиление финансирования других статей бюджета, в частности, социальных. Более медленный рост налогооблагаемой базы также не добавляет оптимизма», – прогнозирует Артем Бирюков.

«Иностранные инвестиции готовы приходить, если введены таможенные пошлины на импорт, в результате чего можно позволить себе продавать продукцию на внутреннем рынке дороже, чем этот же товар стоит в других странах», – продолжает Александр Дорофеев. Он напоминает, что в подобной ситуации оказалось автомобилестроение, когда при высоких импортных пошлинах иностранным производителям обеспечили льготный налоговый режим внутри страны. Но пользы для самой страны от этого мало, ведь налоги приходится собирать с этих производителей в небольших объемах.

«Таким образом, чтобы регионы России были инвестиционно привлекательны, необходимо либо заниматься жестким протекционизмом, чего, судя по вступлению в ВТО, делать не предполагается, либо в условиях свободной торговли убирать все факторы неэффективности, повышающие себестоимость производства. Многие производства экономически целесообразны только тогда, когда они обслуживают население нескольких стран (например, производство самолетов), и в этих условиях не последнюю роль играет единое экономическое пространство с другими странами, позволяющее создавать соглашения о разделении труда внутри входящих в него стран», – резюмирует Александр Дорофеев.

По мнению финансового аналитика Юрия Прокудина, с одной стороны, в России наблюдается определенная либерализация инвестиционной политики. Речь идет, в частности, о стратегических предприятиях. «С другой стороны, внутренний инвестиционный климат страны продолжает быть не очень стабильным – открыты для инвестиций потенциально небольшое количество отраслей, многие из которых нуждаются в реорганизации, – подчеркивает в беседе с «НИ» Юрий Прокудин. – Например, туризм в Краснодарском крае, а также в дальневосточном регионе страны». Кроме того, по словам эксперта, текущее состояние европейской экономики может также негативно сказываться на процессе инвестирования – потенциальные инвесторы начинают искать более стабильные возможности для инвестирования.

Подпишитесь