В Государственном Историческом музее открылась выставка «В лабиринтах времени. Французские часы ХVIII–ХIХ веков». Из собственных фондов и частных собраний ГИМ отобрал более сотни редчайших интерьерных хронографов. Каждый – настоящее произведение искусства, над которым трудились не только часовых дел мастера, но и литейщики, позолотчики и граверы. И хотя отдельным механизмам за 200 лет, они неплохо смотрелись бы на каминах современных нуворишей.
В Новом зале возвели деревянные колонны и арки, обитые белой и бордовой тканью, на пол постелили линолеум с изображением часовых механизмов, а стеклянные витрины со сверкающими в свете ламп позолоченными экспонатами расставили в шахматном порядке. В воображении кураторов посетители, видимо, должны свободно прохаживаться по импровизированным «коридорам времени» от стенда к стенду под бой и тиканье часов. На практике же непринужденной прогулки не выходит: декорации лабиринта чаще, чем хотелось бы, сбивают с толку и мешают обзору. Но поскольку выставленные хронографы объединены в группы по тематике их оформления («Любовь и время», «Времена года» и прочие), окончательно запутаться не получится.
Самый старый из экспонатов датирован 1770-ми годами. К этому времени Франция снискала славу законодательницы часовой моды: на протяжении всего XVIII столетия французские короли и их приближенные увлечено строили загородные дворцы и усадьбы с кабинетами и каминами, которые украшались часами. Ценился не столько механизм, сколько дизайн корпуса в виде объемных скульптурных композиций (порой среди узоров и фигур сам циферблат со стрелками не сразу можно разглядеть). Мастера эпохи Людовиков вдохновлялись преимущественно античной мифологией, поэтому на мраморных постаментах сплошь бронзовые Амуры, Психеи и Венеры. Светские аллегории идеально вписывались в аристократические интерьеры в духе классицизма.
Следующий век – новые темы. После побед Наполеона стали популярны часы-пирамиды и часы-обелиски. Когда же пресытились вычурным ампиром, появились «скелетоны» – с частично прозрачным корпусом из стекла, через которое все шестеренки на виду. С развитием промышленной революции древние герои и полководцы и вовсе сменились индустриальными объектами. Точная модель дирижабля или паровоза удивляет не меньше, чем миниатюрное изваяние императора Юстиниана. Вдобавок часы впервые были оснащены «автоматическими элементами»: у паровоза крутились колеса, у дирижабля – винты. Раритеты, кстати, до сих пор на ходу. Правда, хватает «автомата» лишь на несколько часов, но музейщики обещают заводить их до 11 февраля, пока экспозиция не закроется.