– Римас Владимирович, считаете ли вы, что зрительская премия – это объективная оценка спектакля?
– Верю, что да, объективная. И это очень важно. Потому что зритель – если не самое главное, что есть в театре, то важная часть. Часть работы, нашей службы, нашей преданности. И как они откликаются, как они это воспринимают, нам очень важно.
– А если не зритель, то кто или что для вас самое главное в театре?
– Если не зритель, то сами мы. Как мы будем относиться к человеку, к судьбам, к явлениям. Если сможем быть открытыми и ясными, то и публика тогда поймет нас. А мы очень хотим быть зримыми и понятыми.
– Насколько для вас важно мнение публики?
– Когда я репетирую спектакль, для меня это не имеет значения. Я не ориентируюсь на мнение зрителей и не думаю о том, как они воспримут реплику, сцену или постановку в целом. А до начала репетиций для меня очень важно видеть и чувствовать даже не зрителей, а, скорее, окружающих людей, их проблемы, их судьбы. Правда, когда я начинаю делать спектакль, все они «уходят». Это уже другая полоса работы – про жизнь. А потом, уже после премьеры, зрители нужны, чтобы себя проверить: все-таки я делаю их чуть-чуть святыми или нет? Я делаю их чуть-чуть лучше? Может быть, я затронул их боль? Они нужны, чтобы это понять.
– У вашего театра есть свой зритель?
– Не знаю. Есть поклонники, есть фанаты, но всё новые и новые люди приходят. И это дорогого стоит.
– Газета «Новые Известия» и журнал «Театрал» входят в круг вашего чтения?
– Да. А кое-что я иногда собираю, откладываю на лето, а на хуторе перечитываю. Потому что сразу реагировать на прессу я как-то не спешу. Нужна дистанция, нужно чтоб прошло время. Тогда можно анализировать, читать и понимать себя и свой театр.
– Пресса может помочь понять себя?
– Ну, я бы сказал – не всегда. Бывает и отторжение. Но как Тригорин говорит: «Приятно, когда хвалят». Это всегда вызывает желание сделать еще больше, еще интереснее. Это естественно. Я не верю тем, кто говорит, что не обращает внимания или что ему все равно. Нет, это действует, как-то влияет…
– Галина Львовна Коновалова получила премию «Звезда Театрала» в номинации «Лучшая женская роль» за работу в спектакле «Пристань». Легко удалось найти общий язык с этой уникальной актрисой?
– Легко. С ней легко работалось. Она умная актриса, с юмором. Это редкость, когда человек может так иронично относиться к себе и ко всему происходящему. И она очень работоспособная. Она прямо радует меня. Дай Бог ей долгой жизни!
– Если не секрет, будут ли еще постановки, в которых вы задействуете, как в «Пристани», всех корифеев театра?
– Может, в Пушкине такой большой состав и не будет, но несколько корифеев будут принимать участие.
– А когда планируется эта постановка?
– «Евгений Онегин» – в середине февраля, но я больше пока не буду об этом говорить, чтоб не сглазить.
– Какое событие уходящего года стало для вас наиболее значимым?
– Лично для меня главным событием стала встреча с Юрием Петровичем Любимовым, его работа в Театре Вахтангова над спектаклем «Бесы» и наши долгие разговоры с ним. И его болезнь, которую он мужественно преодолел, уже в больничной палате приступив к работе над новым спектаклем. Юрий Петрович занял большое место в моей жизни. И это очень для меня значимо.