О том, что в МОК подумывают повторно протестировать пробы с Игр в Афинах, стало известно еще в начале мая. Дело в том, что после предусмотренного правилами восьмилетнего периода хранения в конце августа их необходимо было уничтожить. Глава медицинской комиссии МОК Арне Юнгквист тогда заявил, что напоследок пробы могут проверить на допинг, в частности, на инсулин и гормон роста, которые ранее не удавалось идентифицировать. Как выяснилось, это были не просто слова, хотя на несколько месяцев в связи с событиями в Лондоне общественность о намерениях олимпийских чиновников забыла. А зря…
На днях медицинский директор МОК Патрик Шамаш подтвердил: лабораторная работа по проверке более 100 проб проведена, причем среди них есть и положительные результаты. По сведениям агентства «Весь спорт», допинг обнаружили у четырех призеров из Украины, Белоруссии и России, в том числе и у одного чемпиона. Позднее стали известны имена трех из четырех спортсменов, которым грозят санкции, – это серебряный призер Афин в метании молота и, между прочим, трехкратный чемпион мира белорус Иван Тихон, а также российские обладатели бронзовых наград – толкательница ядра Светлана Кривелева и тяжелоатлет Олег Перепеченов, выступавший в весовой категории до 77 килограммов.
Кривелевой на момент выступления в Афинах уже исполнилось 35 лет, олимпийской чемпионкой она становилась еще в составе сборной СНГ в 1992-м в Барселоне, в 2003-м выиграла чемпионат мира, а в 2004-м показала довольно скромный для себя четвертый результат. Но вскоре выигравшую золотую медаль россиянку Ирину Коржаненко уличили в употреблении допинга. В результате исключения Коржаненко из итогового протокола Кривелева стала третьей. А о завершении карьеры Светлана объявила сразу же после той Олимпиады, даже не зная о своей «бонусной» награде. По словам Кривелевой, нынче она далека от спорта, считает себя невиновной, и если представители МОК попросят ее отдать олимпийскую медаль, «пошлет их куда подальше».
Президент Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) Валентин Балахничев по понятным причинам проявил куда большую политкорректность, хотя и выразил сочувствие Светлане. Он пообещал, что ВФЛА предоставит Кривелевой всю необходимую информацию технического или научного характера после того, как из лаборатории в Лозанне ответят на соответствующий запрос. В то же время Балахничев признал: прошедшие восемь лет затрудняют рассмотрение дела.
Кстати, и Кривелева, и Перепеченов никакой официальной информации до сих пор не получили. Толкательница ядра узнала о своей положительной пробе от неких доброжелателей, штангист сказал, что до него доходили только слухи, впоследствии опровергнутые Федерацией тяжелой атлетики России (ФТАР). В отличие от Светланы Олег стал призером афинской Олимпиады не на закате карьеры, а в расцвете сил – в 28 лет. После того успеха он еще несколько лет выступал за сборную страны, завоевал «бронзу» чемпионата мира-2005, выиграл чемпионат Европы-2008, участвовал в пекинской Олимпиаде, пусть и остался там без награды. Рассчитывал он продержаться и до Игр в Лондоне, однако проблемы со здоровьем все же вынудили его оставить помост. Сейчас Перепеченов для себя занимается пауэрлифтингом и планирует начать тренировать. «Ни о каком возврате медали не может быть и речи! Буду бороться за свои права в любом случае – даже если меня не поддержит родная федерация», – заявил штангист «Всему спорту».