Как отмечается в докладе UNODC, в 2012 году афганские крестьяне засеяли маком на 18% больше полей, чем в прошлом. Всего же под маком в этом году находятся 154 тыс. га. Крестьяне очень надеялись заработать на опиуме, тем более что цены на него растут постоянно, но их надежды не оправдались. Несмотря на все старания афганцев, урожай в этом году оказался более чем на треть меньше. Он сократился почти на 36% – с 5800 тонн в прошлом году до 3700 тонн в этом. Это объясняется просто: год в Афганистане оказался богат на природные катаклизмы. Зимой 2011–2012 года в горах выпало рекордное за последние 15 лет количество снега. А весной начались ливневые дожди, что в Афганистане бывает нечасто. В результате начавшихся наводнений не только погибли десятки человек, но и были затоплены многие сельскохозяйственные угодья. А летом афганские крестьяне столкнулись с новой напастью – нашествием саранчи и грибком, который поразил в том числе и опиумный мак.
У афганских наркопроизводителей – горе, но и борцы с наркотиками не спешат радоваться. Специалисты уверены, что в долгосрочной перспективе нынешний неурожай мака приведет к новому расширению посевов: ведь цены на опиум сохранятся на высоком, почти рекордном уровне. «Высокие цены на опиум стали главной причиной, которая приводит к увеличению посевных площадей мака, – объяснил на пресс-конференции в Вене, где находится штаб-квартира UNODC, президент организации Юрий Федотов. – Чтобы решить проблему, нужно улучшать условия жизни афганцев, обеспечивать им безопасность и верховенство закона не только в провинции Гильменд, но и во всем Афганистане».
Именно Гильмендом, где активно действуют талибы, зачастую и ограничиваются антинаркотические операции сил НАТО. Впрочем, и эти операции дают более чем ограниченный эффект, и альтернативных источников дохода у афганских крестьян зачастую просто нет. Несмотря на низкий урожай мака, в 2012 году его удалось вырастить на 700 млн. долларов, или 4% от ВВП Афганистана.
Количество афганских провинций, в которых в этом году выращивался мак, не увеличилось, но и не уменьшилось. Плантации мака имеются ровно в половине из 34 провинций (вилаятов) – в 17. Рекордсменом, как и раньше, остается все тот же Гильменд, южная провинция, граничащая с Пакистаном, где, несмотря на все усилия коалиционных войск НАТО и сил безопасности Афганистана, влияние талибов по-прежнему остается очень сильным. На Гильменд приходится половина производимого в Афганистане опиума. Кстати, в докладе отмечается, что существует прямая связь между производством опиума и уровнем насилия. Кроме юга на западе страны, где особенно сильны талибы, выращивается больше всего мака – до 95%. В этом тоже нет ничего удивительного, потому что миллионы долларов от опиума традиционно являются важным источником доходов не только для обычных афганских крестьян, но и для самых разнообразных вооруженных группировок.
Рост площади плантаций мака отмечен, несмотря на то, что афганские власти активно при помощи разнообразных экономических и иных стимулов убеждают крестьян выращивать не мак, а сельскохозяйственные культуры. Руководство Афганистана и силы НАТО рапортуют об увеличении числа уничтоженных маковых плантаций. Но похоже, что этих усилий оказывается недостаточно.