Posted 20 ноября 2012, 20:00

Published 20 ноября 2012, 20:00

Modified 8 марта, 05:18

Updated 8 марта, 05:18

Теодор Курентзис покорил испанцев своей интерпретацией Густава Малера

20 ноября 2012, 20:00
Теодор Курентзис покорил испанцев своей интерпретацией Густава Малера

В минувшую пятницу на сцене Королевского театра Испании в Мадриде прошел второй концерт из цикла «Королевские ночи»: в исполнении оркестра театра звучал Густав Малер – Песни и первая симфония выдающегося австрийского композитора и дирижера. За дирижерским пультом стоял Теодор Курентзис – нынешний художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета имени Чайковского, а вокальный цикл исполнил известный немецкий бас-баритон Маттиас Герне.

Для «королевского» концерта в Мадриде были выбраны замечательные и очень эмоциональные произведения Густава Малера, созданные им в первый творческий период – с 1878 по 1901 год. В первом отделении прозвучал его цикл из семи песен «Волшебный рог мальчика», в основу которых легли народные мотивы. Во втором – Первая симфония ре-мажор.

Маттиас Герне, ставший всемирно известным оперным солистом благодаря своему мягкому, теплому баритону и глубоким интерпретациям, был необычайно хорош в романтическом амплуа малеровских песен. Его голос звучал то мощно, то очень трогательно и нежно, но неизменно убедительно.

Оркестр чутко улавливал настроение дирижера. Теодор Курентзис был в этот вечер в ударе: в присущей ему манере он буквально танцевал за дирижерским пультом, то почти вальсируя, то изгибаясь всем телом, то выдавая немыслимые для дирижера па. Иногда казалось, что еще немного – и он взлетит над оркестром под смело интерпретируемую им музыку Малера.

Работу над Первой симфонией композитор начал в 1884 году (а мировая премьера состоялась только в ноябре 1889 года), примерно в одно временя с написанием своего первого вокального цикла «Песни странствующего подмастерья», который и стал основой симфонии. В ее музыке очень хорошо слышны переменчивые настроения еще молодого композитора: его порой наивный задор, искренний интерес к поискам смысла жизни, восторженное преклонение перед природой, горечь первых разочарований и твердое стремление к победе.

Первоначально композитор дал симфонии подзаголовок «Титан», желая подчеркнуть духовную связь своего героя с героем романа Жан-Поля, немецкого писателя-сентименталиста (1763–1825). Но публика не уловила столь тонких настроений автора, и Малер снял свой подзаголовок. Программка же Театра Реал отсылала именно к этой истории и авторскому замыслу. Покоренная мастерством Теодора Курентзиса и Маттиаса Герне испанская публика долго не отпускала их и музыкантов оркестра, надеясь услышать что-то на бис, но, увы, никакой «бисовки» не прозвучало: маэстро выложился по полной программе во время концерта. Теодор Курентзис останется в Мадриде еще надолго: в настоящее время в театре уже начались репетиции оперы Джузеппе Верди «Макбет» в постановке Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса. Испанская премьера, в которой заняты российские певцы, состоится 2 декабря.

Подпишитесь