Постоянный рост рынка подержанных авто в России для экспертов давно не новость. Так, по данным аналитического агентства «Автостат», количество продаж автомобилей на вторичном рынке в сентябре 2012 года составило 459,4 тысячи, что на 5,4% больше, чем в сентябре прошлого года. Такие темпы объясняют статистику, согласно которой в нашей стране автомобилей с пробегом ежегодно продается почти вдвое больше, чем новых. Причем если раньше инициатива полностью принадлежала частным лицам, то сейчас свой кусок пирога в этом бизнесе решили получить и дилерские центры. Правда, пока им удалось отвоевать не более 6–8% рынка. По сравнению с успехами их европейских коллег это капля в море. Например, во Франции, дилеры продают половину бэушных авто. Впрочем, официальным представителям есть куда расти, к тому же в их распоряжении значительные козыри, а именно юридическая чистота, кредитные и страховые программы.
Новинка со скидкой
Если говорить о причинах, которые заставляют автовладельцев продавать свои машины, то, по словам экспертов, они могут быть самые разнообразные: от разочарования в качестве отделки до превращения некогда бодрого «железного коня» в рухлядь, которой остается лишь одна дорога – на запчасти. «Приобретение авто на вторичном рынке стало актуальным в последнее время, особенно после кризиса, – поясняет руководитель направления «Авито-Авто» Сергей Баландюк. – Список тех, кто принимает решение о покупке подержанной машины, только растет. По статистике, более половины российского автопарка было приобретено на вторичном рынке».
Эксперт уверяет, что покупка авто с пробегом имеет свои неоспоримые плюсы. «Главный из них – это возможность сэкономить, – поясняет г-н Баландюк. – Чем дороже новый автомобиль, тем больше он потеряет в цене с «возрастом» – это правило справедливо почти для всех брендов. Многие премиальные марки теряют до 30% стоимости уже в первый год эксплуатации. Таким образом, потребитель получает авто практически с теми же опциями, но с существенным дисконтом».
Кроме того, мотивацией для покупки подержанной машины часто становится желание повысить класс автомобиля или приобрести дополнительные опции, в частности полный привод и большой просвет, объемный багажник и восемь подушек безопасности, систему стабилизации или более богатую комплектацию. Причем стремление обладать всем этим, но за меньшие деньги, иногда заставляет потенциальных покупателей засматриваться на битые авто, которые нуждаются в существенной реставрации.
Доверяй, но проверяй
Но не стоит забывать, что выгодная на первый взгляд сделка может в конечном итоге обернуться головной болью для покупателя. Поэтому перед тем, как отдать деньги частному продавцу, стоит все внимательно проверить.
«Не стоит обольщаться низкой ценой, – предупреждает г-н Баландюк. – Слишком дешевые варианты могут оказаться как мошеннической комбинацией с вымышленной причиной срочной продажи, так и просто битым или некомплектным предложением, наконец, автомобилем с «кривыми» документами».
Как же уберечься от ловкачей-продавцов? «Для начала лучше просмотреть как можно больше предложений, постараться прикинуть среднюю цену – оценить, насколько она адекватна бюджету покупки, – советует специалист. – Затем нужно остановиться на вариантах, которые внушают наибольшее доверие. Ими, как правило, оказываются те объявления, в которых опубликована наиболее полная информация о машине: начиная с фотографий, наиболее точно отражающих состояние ее интерьера и экстерьера, и заканчивая краткой сервисной историей, исчерпывающими данными о состоянии авто и комплектации».
Проверка документов – еще один немаловажный этап покупки. Поэтому не стоит стесняться просить у продавца паспорт и свидетельство регистрации транспортного средства (ПТС и СТС), документы владельца или доверенного лица, сервисную книжку, справки об авариях, сервисные акты о ремонтах. Причем убедиться в наличии этой документации недостаточно: необходимо сверить все данные, чтобы исключить вероятность «липы».
Покупателю подержанного авто также не помешают навыки психолога, потому что нервозность в поведении продавца – четкий сигнал того, что он может скрывать что-то существенное. В этом случае эксперты рекомендуют не лениться и внимательно проверять государственные документы на скрытые изменения, вклейки, смазанные или бледные печати и подписи. Если встретили что-то подобное – от соблазнительного варианта лучше отказаться. Нелишне также изучить и записи в сервисной книжке, которую можно проверить у дилера.
Если же говорить об откровенном мошенничестве, то при покупке авто у частного лица можно нарваться на залоговую или угнанную машину. Первый вариант – маловероятен, но исключать его все же не следует. А вот второй – довольно распространен. Вскрыть обман в такой ситуации довольно просто: для этого достаточно взять копию паспорта транспортного средства, отправиться к официальному дилеру и узнать, выходила ли эта машина с заводского конвейера.
И, наконец, когда с формальностями все ясно, приобретаемое авто стоит проверить в автосервисе, вызывающем у вас доверие. Но и здесь надо помнить: иногда бывают такие «мастера», которые первоначально «не замечают» какую-либо неисправность, чтобы потом, когда сделка завершена и назад дороги нет, к ним обратились за помощью в ремонте.
Свести к минимуму подобные риски можно, купив машину у дилеров: пусть зачастую это получается не так выгодно, как «с рук», зато гораздо безопаснее. Кроме того, в нашей стране наконец-то появилась программа по сертифицированию автомобилей с пробегом, которую контролируют официальные представительства мировых марок. В этом случае гарантом юридической чистоты, хорошего состояния и эксплуатационных качеств автомобиля является непосредственно производитель. Он же может предоставить дополнительную техническую гарантию.
Возрастной ценз
|