В тесном помещении с барной стойкой были поставлены столы с диванчиками. На полу лежали приготовленные для хеллоуина тыквы. О том, что именно здесь пройдет первое заседание недавно избранного Координационного совета оппозиции, свидетельствовали лишь расставленные на столах таблички с именами членов КСО. Однако всем 45 выбранным членам КСО в этот день собраться вместе было не суждено. Кто-то, как телеведущая Ксения Собчак, заболел, кто-то, как Борис Немцов, был в отъезде. Отец и сын Гудковы посчитали более важным для себя присутствие на пленуме «Справедливой России». В результате первое заседание КСО посетили лишь 35 избранных оппозиционеров.
Организатором мероприятия выступил проводивший выборы Центральный выборный комитет (ЦВК) во главе с Леонидом Волковым. Он же подвел и официальные итоги голосования. От бурных торжеств было решено отказаться. Председатель ЦВК просто пустил по рядам членов совета пачку именных удостоверений, больше напоминающих деловые визитки. «Кто-то называет их мандатами, но вы же понимаете, что это – ваши проездные в автозак», – иронизировал Волков.
На первом заседании кресло председателя было предложено старейшему члену КСО – политологу Андрею Пионтковскому, но в новой роли он пробыл недолго. «В этом зале находится еще один человек, который в первый день обладает определенными привилегиями по отношению к остальным, причем более содержательными и приятными, чем просто возраст», – политолог оттягивал интригу до последнего. Но сенсации не произошло, на голосование была поставлена кандидатура победителя в голосовании по общегражданскому списку адвоката Алексея Навального.
«Есть ли другие кандидатуры?» – обратился к собравшимся г-н Пионтковский. «Андрей Илларионов», – предложил муниципальный депутат Максим Кац. «Сергей Удальцов», – выдвинул кандидатуру избранный от националистов Николай Бондарик. Но в итоге оба кандидата взяли самоотвод, и голосование прошло в безальтернативном режиме. Стать председателем единогласно у юриста не получилось – несколько кандидатов при голосовании воздержались.
«После тягостного безальтернативного голосования позвольте мне приступить к обязанностям председателя только на этом собрании», – иронично очертил свои полномочия юрист. Говоря об избранном органе, он отметил, что задача КСО – «бороться с узурпацией власти, которая происходит последние 12 лет». Алексей Навальный, несмотря на отсутствие опыта спикера, держался уверенно, демократично предоставляя слово всем желающим.
Первым делом новый орган принял решение о поддержке политзаключенных, в частности тех, кто подвергается репрессиям по «болотному делу». Затем был утвержден временный регламент.
Под конец заседания произошел первый в истории избранного КСО небольшой раскол. Гарри Каспаров предложил назначить ответственным секретарем по подготовке к следующему заседанию Дмитрия Некрасова – предпринимателя с опытом работы в экспертном управлении администрации президента РФ. Он баллотировался на выборах в КСО, но занял только 94-е место. Резко против этой кандидатуры высказался предприниматель Александр Винокуров, который настаивал на том, что ответственным должен быть член КСО. В результате был принят вариант, при котором Винокуров и Некрасов будут вместе готовить следующее заседание.
В завершении заседания состоялась еще одна бурная дискуссия. Сергей Удальцов выступил с предложением отметить годовщину протестов уличной акцией 8 декабря. Но оно не нашло у коллег единодушного понимания. «Есть мнение, что мы зачастили с акциями», – заявил Илья Яшин. Максим Кац и вовсе предложил «немедленно снять этот вопрос в связи с отсутствием времени». В конце концов все же было решено провести следующий «марш миллионов» в декабре.
По окончании заседания большинство участников отправились на акцию в поддержку политзаключенных «От Лубянки до Лефортово». По замыслу организаторов, от здания ФСБ на Лубянской площади до здания Следственного комитета в Техническом переулке должна была растянуться цепь одиночных пикетов. Другие же неравнодушные граждане могли пройти молчаливым шествием по данному маршруту. Полиция почти сразу же начала пресекать попытки проведения мероприятия по аналогии с митингами «Стратегии-31», мотивируя свои действия тем, что акция не согласована с властями. Вскоре были задержаны и некоторые члены Координационного совета. Алексей Навальный, Илья Яшин, Сергей Удальцов и Сергей Пархоменко впервые оказались в автозаке, имея при себе вполне заслуженный «проездной». Впрочем, после составления протоколов все задержанные были отпущены на свободу. Им предъявлено обвинение в нарушении установленного порядка организации либо проведения несанкционированного мероприятия.