Posted 24 октября 2012, 20:00

Published 24 октября 2012, 20:00

Modified 8 марта, 05:31

Updated 8 марта, 05:31

Музыкант Константин Волостнов

24 октября 2012, 20:00
22 октября известный органист Константин ВОЛОСТНОВ начал работу в качестве члена жюри конкурса органистов в рамках I Всероссийского музыкального конкурса. Перед отлетом в Калининград он встретился с корреспондентом «Новых Известий».

– Как определился состав жюри конкурса, ведь в России существует несколько органных школ?

– Когда проводятся такие серьезные мероприятия, особенно на таком высоком государственном уровне (конкурс финансируется за счет государственных средств), конечно, иногда возникает конфликт интересов, это бывает в нашем музыкальном цехе. Но тот состав, который сейчас сформировался, как раз представляет все направления, все отечественные органные школы; и по персоналиям, и по представленности регионов жюри получилось сбалансированным.

– Вы сами в недавнем прошлом – участник конкурсной борьбы. Что самое важное для органиста в состязании?

– Есть несколько направлений в подготовке к музыкальному конкурсу. Безусловно, органное исполнительское искусство – это не спорт, но оно требует серьезной физической и особенной интеллектуальной подготовки. Это большая работа над текстом произведений. Если говорить о предстоящем конкурсе, его программа «не зашкаливает», но многие сочинения требуют очень большой концентрации. Я считаю, что для любого конкурса (и для органного в особенности) самое важное – выстроить стратегию. Ведь органист завязан с огромным количеством технических вещей: продумать регистровку сочинения, а главное – понять и правильно использовать специфику данного конкретного инструмента. Ведь участники перед конкурсом знают только основные характеристики инструмента.

– Вы хотите сказать, что повезло тому участнику, который уже опробовал орган в Калининграде?

– Здесь получается очень интересная вещь. Всероссийский конкурс по другим специальностям (духовые и ударные инструменты) проходит по разным городам. Для органа выбрали Калининград, потому что в «консерваторских городах», таких как Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Саратов (не говоря уже о Москве), студенты прекрасно знают свой орган. Если туда приедут участники из других регионов, они окажутся в неравных условиях по отношению к «местным», они будут в более привилегированном положении, потому что могут сделать регистровку сочинения – распределение тембров, голосов органа – заранее. Поэтому именно Калининград уравнивает условия для всех. Там нет высшего учебного заведения, но есть хорошие инструменты.

– Что должен выучить участник к конкурсу?

– Программа конкурса в Калининграде, как мне кажется, достаточно полно способна выявить «музыкантский» уровень исполнителя. Есть пьесы, рассчитанные на то, чтобы человек показал, что он действительно владеет инструментом профессионально. А есть пьесы, которые требуют зрелого творческого подхода – насколько ты корректно погрузился в образ, стиль, эпоху.

– Какие задачи решает Первый Всероссийский конкурс?

– В первую очередь это объединяющая задача, позволяющая на государственном уровне выявить состояние отечественного музыкального исполнительского искусства, это поддержка талантливой молодежи. Но есть и сопутствующие задачи. Так, например, в программе органного конкурса много малоизвестной русской классической органной музыки середины XIX столетия. Это Танеев, Глазунов, Кушнарев.

– Современные композиторы много пишут для органа. Как вы считаете, исполнение какой музыки звучит наиболее естественно на этом инструменте – старинной или современной?

– Если проследить историю развития органа, то это один из самых старых и при этом один из самых живо реагирующих на происходящее вокруг инструментов. Органу две тысячи с лишним лет. В течение всей истории он постоянно модернизировался, все время вбирал в себя новшества науки и техники. Сейчас это касается прежде всего системы регистровых комбинаций, сегодня очень часто тембровые сочетания прописываются органистом заранее, «вбиваются» в память компьютера, и при нажатии кнопки включается нужное сочетание регистров. Это очень расширяет возможности инструмента, но одновременно это кропотливая напряженная работа и большая ответственность. Ты должен постоянно понимать, думать, какую стилистику какого времени сейчас требуется передать.

Подпишитесь