Напомним, что Минфин уже неоднократно предлагал, начиная с 2013 года, сократить субсидии для пассажирского железнодорожного сообщения. Согласно планам ведомства, в будущем году объем субсидий должен уменьшиться до 40 млрд. руб., а в 2015 году – до 22 млрд. руб. Железнодорожники предупреждают, что это может привести к более чем 20-процентному росту тарифов и сокращению каждого третьего поезда в дальнем следовании. Что касается сегмента плацкартных перевозок, то там рост цен может составить до 60%. До сего времени государство ежегодно выделяло субсидии для поддержки пассажирского комплекса. В частности, около 30 млрд. руб. направляется на поддержку плацкарта и общих вагонов, где власти устанавливают уровень тарифов ниже экономически обоснованного. Для поддержки пригородного сообщения, начиная с 2011 года, выделяется по 25 млрд. руб.
Согласно результатам опроса, половина россиян совершали поездки на железнодорожном транспорте за последние два года (49%), электричками пользовались 31% россиян, а поездами дальнего следования – 19%. Поездки на высокоскоростных поездах («Сапсан», «Аллегро») и аэроэкспрессах совершали по 1% респондентов.
Среди пользователей железнодорожного транспорта приемлемыми цены на электричках считают 46%, на поездах дальнего следования – 38% респондентов. При этом подавляющее большинство опрошенных (91%) придерживаются мнения, что государство должно субсидировать железнодорожные перевозки, то есть выделять железнодорожным компаниям средства из бюджета, говорится в сообщении ВЦИОМ. В том числе половина опрошенных (52%) считают, что субсидии должны предоставляться для всех категорий граждан, вне зависимости от их возраста и уровня социальной защищенности.
«Ключевым фактором отказа от поездок железнодорожным транспортом для их пользователей является стоимость билетов, – отмечают социологи. – 64% готовы отказаться от железнодорожного транспорта в пользу более дешевого». Ни при каких условиях не пересядут с электрички или поезда на автобус или самолет 39% россиян. Еще 36% опрошенных выбрали бы другой вариант транспорта только при определенных условиях.