Разрабатывая необычные услуги, авиакомпании ориентируются в первую очередь на избалованных пассажиров первого и бизнес-классов, но все чаще проявляют отеческую заботу и о тех, кто летает в салоне эконом-класса. На многих трансконтинентальных рейсах время можно скоротать, посмотрев любимый фильм, слушая музыку, играя на видеоприставках. В числе услуг, которые станут в ближайшие годы массовыми, – платное телевидение, доступ в Интернет, кинобиблиотеки, мини-бары (сегодня их предлагают Virgin Atlantic, V Australia, Emirates), spa-душ, комнаты матери и ребенка (Emirates). Японская авиакомпания All Nippon Airways балует пассажиров внутренних рейсов разливным пивом из бочек. Фантазия авиаперевозчиков в деле развлечения клиентов не знает границ. Так, «Аэрофлот» каждый год в течение уже нескольких лет проводит в новогоднюю ночь розыгрыш праздничной лотереи на борту для пассажиров обоих классов. В числе специальных призов – 16 подарочных сертификатов на бесплатный перелет.
Обед на императорском фарфоре
Бортовое питание – одна из немногих услуг, где можно проявить фантазию и креатив без опасений за то, что пассажир их не поймет и не оценит. Вкусно поесть любят все, а в самолете, когда круг развлечений ограничен салоном лайнера, особенно. Вслед за вопросом «Как долетели?» у прилетевших обычно спрашивают «Как кормили?». Авиакомпании об этом знают и стараются угодить всем.
Сегодня пассажир, каким бы разборчивым и капризным он ни был, на какой бы диете ни сидел, голодным в полете не останется. В обширном списке вариантов питания есть самые экзотические предложения, включая обед азиатский и западный вегетарианский, без глютена и растительных белков, низкокалорийный, низкобелковый и низкопуриновый (диета необходима при подагре), бессолевой и безлактозный; обед для людей, страдающих сахарным диабетом и сердечно-сосудистыми заболеваниями, этнические варианты (индуистский, кашерный, мусульманский, восточный). Специальное детское меню включает овощи-фрукты и молоко, многие компании предлагают даже младенческий обед, к которому прилагаются подгузники.
Lufthansa, SWISS, Austrian Airlines, British Airways и другие приглашают известных шеф-поваров, которые разрабатывают меню для пассажиров бизнес-класса и устраивают недели национальной кухни. Японская JAL угощает суши, сашими и мисо-супом, а «Трансаэро» потчует блюдами русской кухни. В меню THAI Airways – 22 блюда от шеф-повара; тайцы, а также Emirates и «Трансаэро» подают еду на фарфоровой посуде и хрустале. Российская компания при этом продвигает отечественного производителя – императорский фарфор и гусевской хрусталь.
Но дальше всех в ублажении гастрономических желаний пассажиров пошла Turkish Airlines. Вкусная еда – изюминка сервиса компании, причем для всех пассажиров, а не для избранных: в 2010 году Turkish Airlines получила приз за «Лучшее бортовое питание в эконом-классе». Помимо стандартного набора вам в полете предложат: сырой обед, обед из морепродуктов и обогащенный клетчаткой, а также особый обед с шампанским и тортом для именинника или новобрачных. На дальних рейсах в состав экипажей включен профессиональный шеф-повар, который прямо за облаками приготовит блюдо по индивидуальному заказу. Алкогольные напитки к еде прилагаются – винная карта некоторых авиаперевозчиков поражает воображение, а у Emirates в штате есть сомелье.
Приятная компания
Лакомиться вкусностями приятнее в хорошей компании. Скоро в списке интернет-сервисов авиаперевозчиков появится новая интересная услуга – выбор соседа в салоне самолета. О разработке необычной услуги Meet & Seet объявила нидерландская KLM, обещающая запустить ее до конца 2012 года. По словам представителей авиакомпании, новый сервис позволит пассажирам видеть тех, кто уже зарегистрировался на рейс, и самостоятельно выбирать соседей в полете.
Сервис будет доступен пассажирам за 24 часа до вылета, регистрирующимся на свой рейс через Интернет, и принцип его достаточно прост: при регистрации можно будет добавить на сайт авиакомпании свой профиль из социальных сетей Facebook и Linkedin, увидеть тех, кто уже зарегистрировался подобным образом, и выбрать наиболее привлекательного попутчика. Будет ли взиматься дополнительная плата за услугу по выбору соседа, пока не известно. Эксперты считают, что было бы неправильным делать новый сервис платным, так как его основными «потребителями» станут молодые люди – активные пользователи социальных сетей.
Услуга может стать популярной на межконтинентальных рейсах, когда пассажиры находятся в замкнутом пространстве 7–8 и более часов и поневоле вынуждены общаться друг с другом. Поэтому лучше заранее выбрать интересного человека, чем уповать на случай, который далеко не всегда пошлет приятного соседа или соседку. Авиаперевозчики считают эту услугу не столько развлекательной, сколько полезной: сервис поможет пассажирам найти попутчика-интеллектуала, коллегу для беседы и дискуссии, завязать новые интересные и полезные знакомства, обменяться визитками.
Интересные результаты дал опрос, проведенный крупным британским туроператором: 45% пассажиров признались, что готовы к флирту во время полета, а 8% опрошенных сказали, что очередное «воздушное знакомство» переросло в «нечто большее». У трети респондентов знакомство в небе привело к продолжению отношений на земле – деловых, дружеских или личных.
Авиакомпания S7 первой из российских авиаперевозчиков начала с октября предоставлять своим пассажирам возможность еще до посадки в самолет получить информацию о попутчиках. Правда, пока не сообщается, будут ли взиматься за услугу дополнительные деньги. Принцип работы тот же – через социальные сети: чтобы узнать, кто летит вашим рейсом, надо во время онлайн-регистрации указать свой профиль в Facebook, Vkontakte или Google+, после чего на схеме салона самолета появятся имя и фото пассажира-попутчика, а также данные других пассажиров, указавших свои аккаунты при регистрации. В профиле пользователей социальных сетей обычно указаны их интересы, род деятельности. Это поможет выбрать приятную компанию для полета.
Швейцарская SWISS, российская «Трансаэро» не исключают, что могут позаимствовать опыт голландцев и также включить услугу по выбору соседа в список своих онлайн-сервисов. Но есть и те, кто сомневается в необходимости подобной услуги. Так, специалисты российской авиакомпании «Аэрофлот» уверены, что такой сервис, прежде чем предлагаться потребителям, должен быть серьезно проработан. Выбор соседа и согласие лететь вместе должны быть обоюдными: нельзя допускать, чтобы один человек навязывал свое общество другому. Поэтому должна быть предусмотрена возможность отказа в регистрации места рядом с приглянувшимся попутчиком, если он против неприятного ему соседства.