Теперь это уже факт: мы живем в состоянии войны. Каждый день на дорогах России погибают десятки человек, еще больше остаются калеками. За последний месяц я дважды побывал в рейдах с сотрудниками ГИБДД и своими глазами видел и пьяных, и наркоманов за рулем. Никто из них не считал себя виноватым. Скорее невезучими. Один, например, в темное время суток забыл включить фары, чем и привлек к себе внимание автоинспекторов, из-за чего очень сожалел. «То есть если бы я включил огни, то, наверное, проскочил бы», – сокрушался небритый гражданин.
За руль я сажусь каждый день. И все чаще замечаю, что подавляющее большинство ездят теперь действительно не по Правилам. Несоблюдение рядности, поворот в неположенном месте, проезд на запрещающий сигнал светофора – многие это и за нарушения не считают.
Не столь давно мне довелось беседовать с одним из координаторов популярного движения «Синие ведерки» Петром Шкуматовым. Он рассказал, что активисты «ведерок» как-то провели эксперимент в российской столице, в ходе которого выяснили, что фиксируется лишь каждое 200-е нарушение Правил дорожного движения. Вот и сами представьте, какова вероятность того, что за проезд на красный свет последует наказание. Да и штраф за это нарушение – 800 рублей – сегодня не способен ощутимо ударить по карману автолюбителя.
Остановленный во время одного из рейдов в Ульяновске для проверки документов автолюбитель заявил: дескать, пьяных надо вылавливать, а то понаставили камер, а их никто не боится. Черт побери, как же он, оказывается, прав!
Отважусь высказать мысль, которая наверняка многим автомобилистам может показаться крамольной – верните на дороги инспекторов! Я и вправду много думал на эту тему. Сначала мне казалось, что если взять и разогнать людей с полосатыми жезлами, то ничего ровным счетом не изменится. Мы все знаем отношение русских людей к ГИБДД, которое емко выражено в старом анекдоте: хоронили гаишника – два баяна порвали. Знаем, чего душой кривить, что многие из них не гнушаются заниматься подставами на дорогах и брать взятки.
Но сейчас я стал замечать: после того как количество инспекторов сократилось, а ставка была сделана на системы видеофиксации, на дорогах стал царить настоящий беспредел. Орда автомобилистов, у которых не только отсутствуют моральные регуляторы, но и атрофирован инстинкт самосохранения, не боятся никаких камер. Я сам много раз был свидетелем того, как потрепанные «шестерки» и «девятки» устраивали гонки прямо перед камерами наблюдения. Плевать они на них хотели! Штрафов они не боятся. Штрафы еще должны прийти, а если даже и придут, то их еще надо умудриться взыскать с человека, у которого нет ни работы, ни рубля в кармане. В итоге все сводится к тому, что нарушителя не выпустят за границу, куда он, собственно, и не рвется.
Борьбу с мздоимством свели к тому, что убрали с дорог инспекторов: дескать, меньше контактов с водителями – меньше взяток. Но вместе с тем забыли, что именно инспекторы способны отфильтровать из потока транспорта пьяных водителей и злостных нарушителей. К слову, мне представляется удачным эксперимент с установкой муляжей патрульных машин. Особенно действенно эти «картонные экипажи» функционировали на трассах, где люди к ним не успевали привыкнуть, – во всяком случае, многие заметно снижали скорость.
Система видеофиксации, бесспорно, хороша. Но она является лишь одним из элементов системы безопасности дорожного движения. Неужели установленная камера была способна остановить несущегося на скорости под 200 километров в час Александра Максимова, который на Минской улице в Москве влетел в автобусную остановку и убил сразу семь человек? Думается, что во время этой кровавой гонки Максимов был сфотографирован несколькими камерами. И что с того? Остановить пьяного отморозка способен только живой человек – это может сделать инспектор, подставив машину, прострелив колеса или разложив на пути отъявленного нарушителя ленту с шипами. Других способов просто не существует.
Автор – обозреватель «НИ»