Posted 24 сентября 2012, 20:00
Published 24 сентября 2012, 20:00
Modified 8 марта 2024, 05:33
Updated 8 марта 2024, 05:33
Президент Общества потребителей автотехники Антон Недзвецкий недавно сам едва не стал жертвой «развода» со стороны недобросовестных ремонтников. «Я загнал свой Ford на гарантийное техническое обслуживание. Оставил машину у дилера и ненадолго отъехал. Вскоре мне звонит мастер и трагическим голосом сообщает, что тормозные диски у моего автомобиля практически полностью изношены и требуют срочной замены. Но я ведь знаю, что езжу аккуратно, поэтому за 30 тысяч километров пробега просто диски невозможно так «убить». Поэтому я сразу отказался от замены», – рассказал «НИ» Антон Недзвецкий. Так мужчина сохранил себе немалые деньги: расценки на эту работу вместе со стоимостью запчастей начинаются от 40 тыс. рублей.
У автосервисов существует масса возможностей обмануть несведущих людей. «Самый яркий пример – по объему работ, которые навязывают клиенту, но которые ему не нужны. Причем такая практика существует не только на небольших станциях техобслуживания, но и у известных дилеров», – утверждает г-н Недзвецкий. По его словам, «очень часто разводят невнимательных людей и девушек, которые мало что понимают в машинах». Политика же многих автосервисов такова, что «в задачу мастера-приемщика входит навязывание большого количества работ», и «если человек приехал на станцию с одной проблемой, ему наверняка найдут еще и другие и настоятельно порекомендуют их устранить прямо здесь и сейчас».
Зато гарантийный ремонт автосервисы постараются переложить на клиента. Так произошло с жителем Екатеринбурга Евгением Россолом. Спустя два месяца после приобретения им нового внедорожника Subaru Forester у автомобиля отказали амортизаторы и задний мост. В автосалоне бесплатно ремонтировать машину отказались, заявив, что неисправность возникла из-за неаккуратной езды, а это не гарантийный случай. После этого раздосадованный клиент разместил неподалеку от автосалона билборд, на котором кратко рассказал свою историю, а также указал свой контактный телефон. По словам г-на Россола, в течение нескольких дней ему позвонили пять человек, которые собирались приобрести иномарку, но в итоге отказались от своих намерений.
Избежать обмана в автосервисе обычному человеку крайне сложно, констатирует Антон Недзвецкий. Поэтому он рекомендует не оставлять машину без присмотра на станции техобслуживания даже ненадолго. «Идеальный вариант – находиться во время ремонта рядом с автомобилем, чтобы мастера смогли продемонстрировать обнаруженные неисправности и объяснить, чем именно они вызваны», – добавляет специалист. Он советует не забывать правило, гласящее, что «чем меньше понимаешь в автомобиле, тем дороже выйдет его ремонт».
Часто представители автосервисов запрещают клиентам находиться в ремонтной зоне, ссылаясь на технику безопасности. Однако право клиента находиться рядом со своим автомобилем даже во время ремонта гарантировано постановлением правительства РФ №290 «Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств», а также закреплено в Гражданском кодексе.
Оставлять машину на станции техобслуживания без присмотра не стоит и по другой причине. В начале этого года житель Ульяновска менеджер Юрий Никоноров оставил свой Mitsubishi Pajero на ремонт в местном автосервисе после того, как обнаружил проблемы с подвеской. Однако после выполненного ремонта, как рассказал «НИ» ульяновец, «в подвеске появился новый, какой-то совершенно ужасный стук». Вечером мужчина просмотрел запись установленного в его автомобиле видеорегистратора и был шокирован: «Автомеханики с криками катались на моем автомобиле по городу. Затем они, включив только задний привод, с дрифтом входят в повороты, и все это у них вызывает детское восхищение и неподдельную радость! На записи также отчетливо видно и слышно, как они попадают в большую яму на дороге».
После того как разгневанный автовладелец устроил разбирательство, представители автоцентра заявили, что «с ответственными лицами была проведена разъяснительная беседа». Однако в поездке механиков на клиентском автомобиле представители сервиса не увидели ничего криминального, пояснив, что «имел место тест-драйв, который якобы был согласован с автолюбителем».
Сотрудник одного из крупных российских техцентров признался «НИ», что на автомобилях клиентов катаются почти во всех автосервисах: «Как правило, в договоре, который составляется перед проведением ремонтных работ, оговаривается возможность тестовых поездок для проверки, устранена неисправность или нет. Этим и пользуются работники сервисов, которым, например, надо съездить по своим личным делам или же банально за пивом в магазин». Так, весной прошлого года в Курске сотрудники ГИБДД задержали водителя автомобиля Volkswagen. Нарушитель пытался уйти от преследования, однако не справился с управлением и врезался в дерево. Тогда-то и выяснилось, что владелец автомобиля оставил его в автосервисе, а один из механиков решил с ветерком прокатиться по ночному городу на машине клиента.
Серьезная проблема заключается в том, что люди, как правило, не читают заключаемые договоры, сетует в беседе с «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин: «Договор – это ведь не догма. Если вам не нравится какой-либо из пунктов документа, то не надо стесняться об этом говорить. Не хотите, чтобы на вашей машине проводили тест-драйв после ремонта без вашего присутствия, – исключите этот пункт. Если представители автосервиса упорствуют и не хотят менять условия договора, то в таком случае имеет смысл подыскать другой автосервис».
Еще один вид обмана в автосервисах связан с взиманием платы за работу, которая не была сделана. Представители СТО по такому поводу любят вспоминать анекдот про человека, который приходит за машиной и получает в сервисе список произведенных работ. Обычно он оплачивал не глядя и уходил, а тут решил изучить калькуляцию. Смотрит, а в одном разделе написано «прокатило – 10 000 рублей». Он мастера спрашивает, мол, а что это? А тот в ответ вычеркивает: «Ну не прокатило».
«Часто, когда человек приезжает на гарантийное техобслуживание, ему не меняют жидкости, которые должны были заменить согласно регламенту. Порой не меняют свечи зажигания. При этом в багажник клиенту кладут коробку со старыми свечами – якобы доказательство того, что «расходники» заменили. Однако нет никакой гарантии, что эти свечи не взяли с ближайшей помойки», – рассказал «НИ» работник одного из московских автосервисов. По его словам, различные способы обмана клиента практикуются и при покупке человеком нового автомобиля – например, берут деньги за «установку» оборудования, которое уже поставлено заводом-производителем: «Был случай, когда человеку продали парктроники, которые уже и без того входили в комплектацию автомобиля. Получается, что за них клиент заплатил дважды».
Прежде чем ехать на ремонт, следует навести справки о станции техобслуживания, рекомендует в беседе с «НИ» администратор одной из автомобильных групп в социальной сети, юрист Сергей Горбунов. По его словам, большинство авторемонтных мастерских пытается всячески обмануть клиента: «Объем ремонта и его стоимость обязательно следует обсуждать и согласовывать перед проведением работ, а не после». Нередко согласование выявленных неисправностей происходит с клиентом по телефону, однако этого допускать ни в коем случае нельзя, говорит правозащитник Виктор Травин: «Потом, когда вам выставят внушительный счет, сложно будет доказать, что вы не рассчитывали на столь дорогостоящий ремонт».
По словам экспертов, вероятность быть обманутым снижается, если человек ремонтирует свою машину в одном и том же проверенном автосервисе. Еще один способ обезопасить себя – привести с собой стороннего специалиста. Если среди знакомых такого не нашлось, его можно нанять. Стоит это совсем недорого по сравнению с расценками на серьезные ремонтные работы, которые могут навязать не разбирающемуся в автомобилях клиенту.
В НЕМЕЦКИХ АВТОСЕРВИСАХ МОЖНО РЕМОНТИРОВАТЬ МАШИНУ САМОМУ
В США НЕИСПРАВНЫЕ АВТОМОБИЛИ ЧИНЯТ ПО СТРАХОВКЕ