Posted 16 сентября 2012, 20:00
Published 16 сентября 2012, 20:00
Modified 8 марта, 05:38
Updated 8 марта, 05:38
У каждого представленного на выставке предмета есть автор и своя исключительная биография, которую Владимир Архипов, со слов ее создателя, записывает на диктофон. Нередко на предыдущих выставках эти истории транслировались вместе с представленной вещью, однако на этот раз организаторы «Самодельной России» решили отказаться от всевозможных сопроводительных текстов, в результате чего объекты остались анонимными и молчаливыми свидетелями советского и перестроечного прошлого. Тем не менее как по одной сохранившейся косточке можно восстановить облик вымершего животного, так и по этим причудливым вещам можно реконструировать судьбу человека, а вместе с ней и страны.
Один из самых трогательных объектов выставки – стульчик на полозьях. В 1994 году на Чистопрудном бульваре жила бабушка, сначала она выходила на улицу в сопровождении помощника, но потом отказали ноги... И тогда чей-то находчивый ум соорудил для нее стульчик на полозьях, на котором бабушку несколько зим подряд возили гулять. Также в экспозиции выставлен знаменитый желтый душ, сделанный из списанных трамвайных дверей. Дело в том, что его хозяин работал в трамвайном депо, откуда ему и посчастливилось унести двери. В результате удалось соорудить яркую дизайнерскую вещь.
Большинство представленных предметов создано в дефицитное и застойное для страны время, их авторы не ставили перед собой никаких эстетических или художественных задач, им нужно было приспосабливаться и выживать в предлагаемых обстоятельствах. Например, в свое время начался большой дефицит радио- и телевизионных антенн, и тогда народная мысль, щедрая на выдумку, стала предлагать свои аналоги тарелок. Кроме того, выходил журнал «Радио», где в каждом номере публиковалась новая идея, присланная читателями. На выставке можно увидеть антенну из велосипедных колес.
В технике ready-made (готовая вещь) Владимир Архипов работает не только в России, но и на Западе, куда его специально приглашают на поиски подобных артефактов. Если в свое время скандальная работа Дюшана «Фонтан» была революцией в искусстве, то сегодня, например, тот же архиповский туалет на рельсах или фартук из пакетов от молока призван не провоцировать, а, видимо, заявить о праве любого человека быть художником. Кроме того, зритель становится здесь прямым соучастником художественного процесса, где ему представляется возможность наделить или отказать объекту в какой-либо художественной или эстетической ценности.