«Ценный» и горький опыт

5 сентября 2012, 00:00
За последние 10 лет расходы россиян на жилье и коммунальные услуги выросли в 8 раз, выяснили социологи, проведя очередной опрос на эту тему. При этом качество услуг по-прежнему оставляет желать лучшего. Во многом это обусловлено отсутствием конкуренции, неэффективностью управления и непрозрачностью деятельности структу

Эксперты социологического «Левада-Центра» попросили россиян озвучить их расходы на жилье и коммунальные услуги. Выяснилось, что респонденты платят в месяц в среднем 4,1 тыс. руб. Между тем в результате аналогичного опроса «Левада-Центра», проведенного в 2002 году, получилась куда меньшая сумма – 516 руб. в месяц. В 2003 году квартплата обходилась уже в 905 руб. Напомним, что в текущем году тарифы на ЖКХ повышались 1 июля, а в столице – еще и 1 сентября. Многие политологи связывали это с выборным периодом. Как бы то ни было, в целом за год цены на ЖКУ не должны вырасти более чем на 12%. Тарифы на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение для населения в среднем по регионам уже были повышены на 6%. Индексация тарифов на газ и электроэнергию составила 15% и 6% соответственно.

Социологи также предложили респондентам оценить качество предоставляемых услуг. Около половины участников опроса – 44% – назвали его средним. Для сравнения: в 2002 году такой ответ давали 34% опрошенных. Как плохую и очень плохую оценили работу жилищно-коммунальных служб 37% опрошенных против 46% в 2002 году. Наконец, хорошей и очень хорошей работу служб назвали всего 11% респондентов, ровно столько же, сколько и в 2002 году. Согласно аналогичному опросу Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), проводившемуся в августе, 57% россиян называют качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг плохим. 65% считают сумму, которую они платят за эти услуги, слишком большой. При этом 89% респондентов уверены, что с ростом тарифов их качество не улучшится.

Чиновники объясняют ежегодное повышение ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги инфляцией и увеличением затрат ресурсоснабжающих организаций. У россиян свой взгляд на эту проблему. Респонденты, участвовавшие в опросе ФОМ, среди причин повышения тарифов чаще всего называют коррупцию и жажду наживы. «Воровать больше стали»; «какой-то группе людей надо поехать на Канары»; «кому-то жить хочется лучше» – в таком духе респонденты комментируют повышение тарифов.

Председатель Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин видит две причины сложившейся ситуации. «К сожалению, ЖКХ так и не стало отраслью, привлекательной для частного бизнеса, – поясняет «НИ» эксперт. – Соответственно, за нас с вами компании не конкурируют. Вторая причина, почему так все плохо, заключается в том, что с начала 1980-х годов Советский Союз, а потом и Россия не осуществляли больших капитальных вложений в инфраструктуру ЖКХ. Соответственно, износ всего хозяйства существенным образом влияет на качество услуг: ржавая вода из-за того, что трубы не меняют; в квартирах прохладно, потому что теплосети теряют тепло по пути и так далее».

Отметим, что, по официальным данным, износ объектов ЖКХ сегодня составляет 60–70%. Во многом это обусловлено неэффективностью управления и непрозрачностью деятельности структур ЖКХ как в части формирования затрат и направления средств на капремонт и реконструкцию, так и в части тарифов на услуги. Согласно подсчетам Минрегиона, на модернизацию ЖКХ потребуется около 6 трлн. руб. По мнению чиновников, этой суммы хватит, чтобы привести к нормативному состоянию инфраструктурные объекты ЖКХ по всей России. Однако «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010–2020 годы», которая предполагала как раз масштабное финансирование отрасли, была недавно приостановлена. «Рассчитывать на то, что начнется какая-то глобальная модернизация не стоит в связи с отсутствием средств, – поясняет г-н Янин. – Есть два варианта финансирования: деньги населения и госбюджет. Но в бюджете эти программы сворачиваются, а что касается населения, то сейчас никто не будет вкладывать деньги в эту сферу, в условиях непрозрачности».

Впрочем, хорошая новость тоже есть, и, по словам эксперта, она заключается в том, что население стало достаточно активно осуществлять контроль над предоставлением услуг. «Люди просто объединяются в группы, чтобы контролировать управляющие компании или же самоорганизуются через ТСЖ, – продолжает глава КонфОП. – Это очень распространенная практика. Однако такая практика срабатывает в более или менее новых домах, и только при условии, что эти дома не захвачены рейдерами. В противном случае люди, покупающие квартиры в таких домах, оказываются в лапах псевдоТСЖ, где при том же негодном качестве им приходится платить тройной тариф. Такие ситуации тоже очень распространены. Впрочем, к сожалению, как бы люди ни боролись, они прекрасно понимают, что на цены они повлиять фактически не могут. И это печально».

#Экономика #Новости #ЖКХ #Опрос
Подпишитесь