Семнадцатиэтажный дом в подмосковном городе Реутов, где живет Анна Халикова, не был рассчитан на то, что когда-нибудь в нем поселятся годовалые близнецы. В каждом подъезде по два лифта, но грузового среди них нет, а в обычный двухместная коляска не помещается. Затащить ее в лифт можно только в сложенном виде, а раскладывать, держа на руках двух малышей, невероятно неудобно. Поэтому Анна не может одна выйти гулять с детьми: нужно, чтобы кто-нибудь провожал и встречал их.
В самой квартире семье Анны также крайне тесно. В двух небольших комнатах кроме нее и близнецов живут ее родители, муж и старший сын. Пространство для жизни здесь измеряют в сантиметрах. «Чтобы поставить в комнате две кроватки для близнецов, мы подвинули шкаф ближе к окну. Чтобы подвинуть шкаф к окну, нам пришлось снять старую баратею шириной 40 сантиметров и купить новую узкую – не шире 10 сантиметров», – рассказывает Анна.
Старший из сыновей девятилетний Рома живет в комнате вместе с бабушкой и дедушкой. Там стоит его «уголок» – конструкция из стола, кровати над ним и шкафа, прикрепленного сбоку. «У бабушки сахарный диабет и гипертония, – рассказывает Анна. – Дома ей нужна тишина. Ребенку сложно объяснить, что нужно вести себя беззвучно. Он говорит: «Но это же моя комната, я тут живу». А иногда кричит: «Ну куда мне деться?»
Глава семьи работает на двух работах – юристом днем и охранником в кафе ночью, но получает в сумме чуть более 30 тыс. рублей, на съем квартиры этих денег не хватит. 27-летняя Анна до декретного отпуска работала дознавателем в межмуниципальном управлении МВД «Балашихинское». Еще будучи беременной, она обратилась к начальству с просьбой о служебном жилье. Те ответили, что служебное жилье полагается только тем сотрудникам, у которых вообще никакого жилья в населенном пункте по месту работы нет. Нуждающимися же занимаются муниципальные власти, и женщину направили в администрацию Реутова. Туда Халикова ходила полгода, пока не добилась, чтобы ее семью признали малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Однако место Халиковых в очереди на жилье – 1202-е. Анна же требует, чтобы квартиру ей дали незамедлительно – служебную или постоянную, главное, чтобы в ней было не меньше двух комнат, из нее можно было спуститься на грузовом лифте или она была бы на первом этаже. На прием к сотрудникам администрации Анна ходила шесть раз, сейчас она пытается добиться встречи с главой города, к полномочиям которого, как пояснили «НИ» в администрации, «вопросы обеспечения жильем не относятся». Анна также рассылает обращения во все инстанции, включая президента, о том, что растит трех граждан России, работает в государственной структуре, ее муж также отработал в МВД 15 лет, отслужил в армии, причем восемь месяцев находился в «горячей точке» на территории Чечни, и поэтому государство должно дать ее семье квартиру.
Чиновники и так сделали для семьи Халиковых все, что могли, заверяет «НИ» начальник правового управления Администрации Реутова Людмила Болотских: «Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает внеочередного предоставления жилых помещений многодетным семьям». К тому же, по словам г-жи Болотских, перед семьей Халиковых в очереди стоит еще 33 многодетные семьи, и «непонятно, почему орган местного самоуправления должен в ущерб другим людям и в обход очередности предоставлять квартиру именно Халиковой».
Пример Халиковой иллюстрирует систему отношений между государством и гражданами, поясняет «НИ» замдиректора «Левада-Центра» Алексей Гражданкин: «Значительная часть населения страны считает, что за их благосостояние отвечает прежде всего государство, а не они сами». Социальный психолог Наталья Варская считает требования многодетной матери обоснованными: «Дети нужны не только родителям, но и государству. О них всегда вспоминают, когда встает вопрос, кого отправлять в армию».
«НИ» рассказали историю лишь одной семьи Халиковых, однако очевидно, что людей, находящихся в такой же трудной жизненной ситуации, в стране множество, и эта проблема однозначно требует внимания со стороны государства.