Posted 16 августа 2012, 20:00

Published 16 августа 2012, 20:00

Modified 8 марта, 02:25

Updated 8 марта, 02:25

Актриса Анна Терехова

16 августа 2012, 20:00
В конце августа свой юбилей будет отмечать одна из самых красивых и всенародно любимых русских актрис – Маргарита Терехова. Накануне этого события мы встретились с дочерью юбиляра – заслуженной артисткой России Анной ТЕРЕХОВОЙ, у которой на днях был день рождения. В интервью «Новым Известиям» наша собеседница рассказал

– Анна, как планируете отпраздновать мамин юбилей?

– Мама вообще к дням рождения всегда относилась и относится очень спокойно, отгоняя от себя и сам возраст, и все, что с этим связано. Поэтому я даже не помню, чтобы она когда-нибудь устраивала отдельное празднество. Может, это еще и потому, что летом всегда все разъезжаются. А вот если мы бывали где-то на съемках или отдыхали, там – да. Мама всегда любила встречаться с друзьями, бывать в компаниях, а так специально отмечать? Пожалуй, нет. И сейчас не будет, она лишь дала согласие на участие в фестивале «Московская премьера».

– Как вы считаете, у мамы счастливая актерская судьба? Ее ведь не обошли ни слава, ни любовь, ни удача…

– Ну, актерская, конечно, счастливая. Очень. Недавно ее близкая подруга, еще со студенчества, Наташа Верова мне рассказала, что мама не успевала сценарии читать, они лежали повсюду стопками, она выбрать ничего не могла, просто физически не успевала. Раньше ведь агентов у актеров не было. Я смотрю на ее творческую биографию: фильмы – один лучше другого. Провальных вообще нет, уровень везде высокий, и такие разные все фильмы, роли. Практически все мамины фильмы сегодня можно в Интернете посмотреть.

– А были роли, которые она хотела бы сыграть, но не сыграла?

– Мама рассказывала, что Андрей Тарковский хотел снимать «Мастера и Маргариту», но она всегда очень осторожно к этому произведению относилась. Именно к воплощению этого произведения, поэтому, говорит, «может, и хорошо, что не судьба…».

– Жаль, что Маргариту Борисовну не выпустили из страны на съемки «Ностальгии»…

– Да, вот это очень жалко, потому что могло быть счастливое продолжение у этого творческого союза. А еще, мне кажется, в творческой биографии ей не хватило комедийных ролей, таких, как в фильме Сергея Овчарова «Оно». Она там так смешно играет! Они с Натальей Гундаревой в фильме наших цариц играли – в каких-то смешных рубашках, валенках...

– Но, согласитесь, кто бы тогда рискнул дать комическую роль Маргарите Тереховой, мечте всех мужчин Советского Союза?

– Да! Ей бы просто не дали сыграть подобную роль… А вот потом, когда у нее были встречи со зрителями, она делала самостоятельные отрывки, читала стихи, организовала свой коллектив. Играла потрясающе смешную сказку, зрители просто падали от смеха. Я потом эту сказку читала на поступлении вместо басни, и меня с этой сказкой приняли в ГИТИС как острохарактерную актрису.

– Вы поступали в театральный институт три раза. И все время в ГИТИС? Или это случайный выбор?

– Нет, я всегда была к нему расположена, но и в другие вузы тоже поступала, как все. Меня на третий год в Щукинское уже брали практически сразу, но я выбрала ГИТИС.

– В этом году был опять сумасшедший конкурс – все рвутся в театральные вузы. Вы никогда не присутствовали на вступительных экзаменах?

– Я была как-то пару раз, но это сумасшествие я бы не выдержала снова. Даже смотреть страшно! Мне кажется это такая ответственность, так сложно выбрать из стольких молодых, талантливых, рвущихся, желающих. Какой надо интуицией обладать, чтобы найти эту искру. Лично я не могу брать на себя такую ответственность, чтобы кого-то отсеивать, отбирать…

– А не возникало идеи преподавать?

– Разговоры были, но я считаю, что пока мне рано: сейчас хватает работы на сцене, на съемках. Всю энергию туда направляю. А просто так приходить к студентам, что-то вякать, извините... Слишком большая ответственность. И еще – очень большое терпение, труд. А вот мама могла бы быть потрясающим педагогом. И недавно ей даже звонили, приглашали в Лондон.

– Маргарита Борисовна однажды ставила со студентами спектакль…

– Она тогда взяла выпускников, только закончивших учебу. На этом курсе были Катя Редникова и Дима Бозин. Мама ставила с ними спектакль по Гарсиа Лорке «Когда пройдет пять лет».

Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

– Спектакль, кажется, недолго шел…

– Сначала его очень хорошо приняли, но многие говорили: «Зачем тебе это нужно?» А через два года его сняли.

– Ваша семья целиком актерская: мама, папа, бабушка, дедушка… С кого вы «лепили» свою судьбу?

– О, это сложный вопрос. Потому что, если честно, специально не задумывалась. Сначала задевало, что меня постоянно с мамой сравнивают, а сейчас я с этим уже смирилась, поняла, что от этого никуда не деться, я должна была избрать свой путь, чтобы быть не похожей, другой. Главное, не пытаться перешагнуть эту высоту, идти совершенно другим путем. Но гены, и прежде всего наследственность, от них никуда не денешься. И дедушка, и бабушка были очень хорошими актерами, я видела их на фотографиях в ролях по пьесам Островского. А папу (болгарский артист Савва Хашимов. – «НИ») я много видела на сцене, с детства бывала в Болгарии. Мы с папой дружили. Он в Москву приезжал со спектаклями (во МХАТе выступали). Про него рассказывали, что в молодости у него было столько поклонниц! Некоторые девушки у него пуговицы с жилетки зубами срывали. А когда он выходил на сцену, даже в маленьком эпизоде и стоял сбоку, то весь зал смотрел только на него. Он стоял, ничего не делал, а зал – только на него!

– В общем, хорошие гены!

– Я просто попыталась их как-то реализовать. Наверное, главное мое достоинство, что я никогда специально об этом не думала. И очень хорошо помню, что когда я все-таки поступила в ГИТИС, вдруг подумала, сомневаясь: «Боже мой, с чего я вообще взяла, что я талантливый человек, что я что-то могу? » В детстве ведь я была очень стеснительной. Слава богу, бабушка отдала меня в художественную гимнастику, на плавание. А то я была такая зажатая вся. Но я понимаю, что если б мама видела, что мне не стоит быть актрисой, то сказала бы: «Дочка, не надо, давай лучше что-нибудь другое попробуй». В этом смысле мама всегда была откровенна со мной. Также и бабушка. Они меня очень поддержали, и потом эта их уверенность передалась мне.

– Но ваш сын Миша все же прервал актерскую династию…

– Я думаю, ничего страшного. Может быть, мне еще придется родить девочку, которая продолжит актерскую женскую линию. Мне кажется, Миша правильный выбор сделал: мужчинам-актерам все же очень-очень трудно.

– Вообще, театральный мир сегодня изменился, стал жестче. В советское время была хоть какая-то стабильность, а сейчас, наряду с сумасшедшими гонорарами – такая зарплата в театре, на которую прожить практически нельзя. Когда же проще было выживать: тогда или сейчас?

– Было другое отношение к профессии, и в этом смысле то время было лучше. Тогда не было таких возможностей заработать и не было постыдным, что жили на одну театральную зарплату. А сейчас – огромнейшая разница в гонорарах! Бедные актеры, высунув язык, пытаются войти в эти сериалы… Есть, конечно, и достойные сериальные работы, но это ничего не дает в профессии, а может быть, и хуже делает. Но я же не могу сказать моим друзьям, вчерашним студентам: «Сиди жди, когда к тебе придет роль».

– Не кажется ли вам, что сегодня государство мало внимания уделяет культуре?

– Да, хотелось бы, чтобы именно на культуру государство обратило внимание. Когда узнаёшь, что на высоких должностях сидят люди, которые практически никакого отношения не имеют ни к искусству, ни к культуре, вот это – самое страшное. Это и определяет уровень нашей всей культуры и вообще всего того, что происходит в театре и в кино…

– Если бы вы были министром культуры, какой бы был ваш первый указ?

– Вершить судьбы – это не для меня. Я могу только в экстремальных ситуациях кардинальное решение принять, я сама очень сомневающаяся.

– Ну, может, так и надо, сомневаться, а не рубить с плеча…

– А я просто иначе и не могу. Я всегда много анализирую, думаю… Вот я бы знаете что сделала? Много ведь пожилых, одиноких актеров, я бы им помогла. Показывают ужасные передачи, как они живут в бедности, в нищете. Я бы всех их нашла, пристроила в какие-нибудь дома, чтобы им было там интересно общаться.

– Так ведь есть дома ветеранов сцены…

– Но, может быть, они переполнены…

– И фонды есть, которые именно пожилым актерам помогают, например, Фонд «Актер». Только помогать государство должно и актерам, и не актерам…

– Смотрю я на многочисленные туристические группы, где европейские и американские бабушки «за восемьдесят» путешествуют с рюкзачками по всему миру. Это – счастье. Им дают такую возможность, чтобы человек в старости не чувствовал себя беспомощным, одиноким или, не дай бог, ущербным…

– Анна, давайте вернемся к теме юбилея. Что бы вы хотели пожелать себе и что маме?

– Мама у меня всегда такая летящая, пусть она радуется жизни, пусть ей говорят как можно больше приятных слов. И это – самое главное… А себе я хочу пожелать терпения и стойкости, которых не хватает. Ну и вообще, в театре у меня сейчас все хорошо, а в кино хотелось бы что-нибудь поинтереснее, чем у меня было до сих пор. Я смотрю, такие актрисы на Западе, как моя любимая Жюльет Бинош, в своем возрасте играет любой возраст, и никто не смущается, что ей под пятьдесят, а она играет тридцатилетнюю. У нас же считается, что если актрисе – «после сорока», то ее пора списывать…

Актриса Анна ТЕРЕХОВА родилась 13 августа 1970 года в семье артистов Маргариты Тереховой и Саввы Хашимова. Актерский дебют состоялся в 10 лет в фильме-спектакле Романа Виктюка «Девочка, где ты живешь?». На четвертом курсе ГИТИСа была приглашена в «Независимую труппу» Аллы Сигаловой. В настоящее время состоит в труппе Театра луны, где играет в спектаклях «Ночь нежна», «Ноты Нино Роты»и других. Снялась в фильмах «Все то, о чем мы так долго мечтали», «Чайка», «Русский регтайм» и других. Играет роль Айседоры Дункан в премьерном спектакле Романа Виктюка «Сергей и Айседора».

Подпишитесь