Posted 15 августа 2012, 20:00
Published 15 августа 2012, 20:00
Modified 8 марта, 05:31
Updated 8 марта, 05:31
Новым руководителем Главного управления по противодействию экстремизму МВД РФ станет начальник московского Центра «Э» Тимур Валиулин, – утверждает в Twitter зампредседателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн. Вчера днем эти сведения появились и на ленте Интерфакса. Впрочем, официальной информации об увольнении Юрия Кокова пока нет. Эксперты связывают ротацию исключительно с тем, что г-н Коков был ставленником бывшего главы МВД Рашида Нургалиева, и с приходом на этот пост возглавлявшего столичную полицию Владимира Колокольцева логично было бы ожидать переназначения на федеральные должности в МВД. Кроме этого, по словам г-на Хинштейна, Юрий Коков за все время работы практически не ездил на Северный Кавказ, где должна идти основная борьба с экстремизмом.
По данным руководителя правозащитного центра «Сова» Александра Верховского, увеличения количества преступлений на почве экстремизма за время работы генерала Кокова не наблюдалось, наоборот, зафиксировано снижение. «То, что число дел велико, означает только то, что полиция стала активно работать, а не то, что этих преступлений стало больше совершаться, – констатировал «НИ» г-н Верховский. – В этом смысле Юрия Кокова снимать совершенно не за что. Как обычно бывает в таких случаях, причина, скорее всего, кабинетная».
Правозащитники и политические активисты, которые были и остаются объектом пристального внимания со стороны Центра «Э», полагают, что работу ведомства надо менять коренным образом, и одной отставкой руководителя здесь не обойтись. Как заявил «НИ» председатель движения «За права человека» Лев Пономарев, подразделение (в том виде, в котором оно существует сейчас) надо перепрофилировать или вообще ликвидировать. «Я считаю, что центр «Э» – это одно из самых противозаконных подразделений правоохранительных органов, нарушающих законодательство и права человека, – говорит правозащитник. – Центр «Э» был фактически создан для борьбы с политической оппозицией, сознательно было принято очень размытое законодательство по экстремизму, в котором не понятно, кто экстремист, а кто политический противник режима. Это было сделано, чтобы можно было под видом борьбы с экстремизмом бороться с политическими оппонентами». Лев Пономарев напомнил, что сотрудники Центра «Э» не раз нарушали законодательство, преследуя оппозиционеров и угрожая им. Однако никаких дел против них не заводится, несмотря на жалобы.
«Одновременно в этом подразделении работают люди, которые занимаются экстремистами, – уточнил правозащитник. – То есть теми людьми, которые ставят задачу достижения политических целей путем насилия или угрозы насилия. Это, как правило, радикальные националисты на Кавказе, в горах (так называемые лесные) и русские радикальные националисты, которые ушли в подполье и оттуда совершают преступления, убивая людей не с тем цветом кожи или разрезом глаз. Борьба с этими экстремистами требует большого профессионализма и внедрения в эти среды. В одном подразделении работают такие разные люди. Я подозреваю, что число тех, кто работает по политической оппозиции, в несколько раз больше, чем тех, кто ведет реальных экстремистов».
Без энтузиазма воспринял новость о смене начальника центра «Э» и сопредседатель движения «Солидарность» Илья Яшин. «Сотрудники центра «Э» знамениты везде, – заявил «НИ» политик. – Просто в Москве «экстремистов», а на самом деле людей, которые выражают несогласие с политикой действующих властей, больше, чем в других городах. Тот факт, что начальник московского центра «Э» возглавит федеральное управление, вряд ли является хорошей новостью для тех людей, которые занимаются оппозиционной политикой, потому что методы их нам известны – это методы царской охранки начала прошлого века». По мнению пресс-секретаря «Другой России» Александра Аверина, центр «Э» уже всеми способами показал, что его деятельность часто выходит за рамки закона. «Поменяется или не поменяется начальник – все равно, потому что и до этого центр «Э» вел себя как политическая полиция», – прокомментировал другоросс.
Отметим, что в последнее время центр «Э» «засветился» практически во всех политических процессах. Работники этого управления занимались делами против членов «Другой России», группы «Война», выясняли происхождение денег, изъятых у Ксении Собчак, расследовали дело Pussy Riot и вызывали на допросы оппозиционера Алексея Навального.