Posted 15 августа 2012, 20:00
Published 15 августа 2012, 20:00
Modified 8 марта, 05:31
Updated 8 марта, 05:31
Напомним, в этом году повышение тарифов ЖКХ было перенесено с 1 января на 1 июля – очевидно, чтобы избежать возмущения населения накануне президентских выборов. Первые июльские платежки показали, что электроэнергия выросла в цене на 6%, холодная вода – на 9,9%, газ – на 15%, горячая вода – на 6%. Квартплата повысилась на 25%. О причинах подобного ценового скачка населению, как обычно, не сообщили. «Федеральная тарифная служба в этом году никакой обоснованности не представила», – сообщила «НИ» руководитель Школы активного горожанина Татьяна Овчаренко.
Эксперт направления «Городское хозяйство» Института экономики города Ирина Генцлер, в свою очередь, отмечает, что в стране продолжает расти инфляция, меняется минимальный размер оплаты труда. «Поэтому совершенно естественно, что стоимость услуг, работ тоже меняется, – говорит «НИ» специалист. – Но в данном случае актуален вопрос прозрачности самой процедуры утверждения тарифа. Ведь он – стоимость единицы какого-нибудь ресурса. Сумма, которую мы платим, – это произведение тарифа на объем. Значит, хорошо бы потребителю знать, а действительно ли он потребляет столько».
Динамику роста тарифов ЖКХ за 10 лет показывает, что они опережают инфляцию примерно в 4–5 раз, отмечает лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин. «Механизм роста тарифов очень прост: самый главный донор роста тарифов – это газовый монополист, которому каждый год разрешают поднимать стоимость своих услуг, – говорит г-н Митрохин. – А поскольку газ потребляют большее количество энергетиков страны, соответственно этот рост дает мультипликативный эффект на всю сферу ЖКХ». Собеседник «НИ» упомянул, что в регионах не обходится без собственных накруток. Чаще всего там, где «Единая Россия» набирает больший процент, тарифы меньше. Так выражается благодарность избирателям, отмечает политик.
Сами россияне иллюзий на этот счет не питают. По данным фонда «Общественное мнение», 65% респондентов признались, что повышение тарифов значительно скажется на семейном бюджете. При этом 85% уверены, что мера не приведет к улучшению качества оказываемых услуг. Сразу после повышения тарифов в июле по стране прошлась протестная волна. В ряде городов люди собирались на митинги. «В Нижнем Новгороде к заксобранию вышли более 100 рассерженных жителей, – рассказывает «НИ» глава фонда «Ассоциация товариществ собственников жилья Нижнего Новгорода» Ольга Климина. – Протест вызвали полученные после июльского повышения тарифов квитанции, в которых отдельной строкой была прописана стоимость электроэнергии за освещение в подъездах и лифтах. До 1 сентября эта статья расходов должна входить в общий тариф. Руководитель Нижегородской сбытовой компании пообещал переделать квитанции и вернуть деньги тем, кто уже оплатит услуги по новым квитанциям». По словам г-жи Климиной, в целом по региону тарифы выросли на 15%, и жителей региона возмущает не столько качество потребляемых услуг, сколько непрозрачность процедуры образования тарифов, а также информационный вакуум, в котором они оказались. Хотя качества ожидать также не приходится, рынок еще не сложился. «Нормативы по теплу определяются по нормативу 60-х годов», – жалуется Татьяна Овчаренко из Школы активного горожанина.
Низким качеством услуг и непрозрачностью образования тарифов проблемы, впрочем, не ограничиваются. «Вот сейчас передо мной дело, в котором потребитель обвиняется в неуплате 160 тысяч рублей, – объясняет г-жа Овчаренко. – На ее плечах висит долг. Правда, после независимой проверки оказалось, что размер долга составляет меньше 50 тысяч рублей. Другой клиент выливал в канализацию в девять раз больше воды, чем потреблял. Обсчет в 900%. Мосгорсуд щелкает такие дела, как семечки, в пользу сговорившихся тепловиков с управляющими компаниями. Это накатанная схема, и противостоять ей сложно».
Беда, по мнению эксперта, заключается также в том, что большинство потребителей ни на что не жалуются. «Когда на обслуживании три тысячи домов, о качестве не может быть и речи, – продолжает собеседница «НИ». – В идеале должно быть 5–7 домов под управлением одной компании, в противном случае ваши деньги не расходуются адресно. Например, в Пироговском (Московская область) за год управляющая компания собрала восемь миллионов рублей. А в конце года отчиталась: за год вкрутили 135 лампочек, 88 шкафов осмотрели, 65 метров кровли покрыли. Или в Дзержинском реконструировали канализационные сети на полмиллиарда рублей, но на качество стоков это удивительным образом не повлияло. Можно уголовное дело возбуждать, но, если граждане сами не хотят, никто не будет этим заниматься. Я не вижу возможности перестраивать систему, если не будет давления снизу. Муниципальные депутаты, кстати, могли бы быть полезными».
Дело не в тарифах или повышениях, проблема на более высоком уровне, возражает председатель Московской жилищной ассоциации и по совместительству муниципальный депутат Владимир Кузнецов. «Герой нашего времени – умеющий зарабатывать, – говорит он «НИ». – И пример нам подают на самом высшем уровне. Состоятельный министр – это норма. Государство само говорит: это передовики производства, маяки наши. Вот на кого надо равняться. А значит, коррупция в более низких структурах сверху спускается». Если дворник не убирает двор в течение двух месяцев, значит, ему за эти два месяца не платили, а не платили потому, что у компании, взявшейся за обслуживание придомовой территории, нет средств, а нет средств потому, что договоренность с властными органами (главой управы или префектом) была устной, и финансовое подкрепление – тоже, объясняет эксперт.