Историю «От винта» сочинили братья Тимур и Тилек Чериковы, над сценарием поработал Армен Адилханян, а подняли проект «до неба» продюсеры Геворг Нерсисян и Армен Манасарян, которым уже давно хочется покорить анимационные вершины. Озвучивали героев известные артисты.
Но почему-то для этой высокой цели пригласили в режиссеры не мастера, а новичка – Ольгу Лопато. Она всего-то поработала вторым режиссером на одном из предыдущих анимационных проектов «Парадиза» – в мультфильме «Новые приключения Аленушки и Еремы», а до этого у них же трудилась в качестве помощника оператора. И теперь в новом статусе отважно признается: «Рисовать не умею, анимировать тоже. Зато неплохо ставлю камеру». Маловато, скажем честно, для такого претенциозного проекта, приуроченного к столетию анимации.
Прежде всего не случился жанр. Обещана комедия, а не смешно. Есть попытки рассмешить, но они несостоятельны. Режиссер работает с героями как на съемочной площадке. Хорошо это или плохо? Некоторые мизансцены удались, но нет целого. Действие буксует, что недопустимо для анимации. Драматургические ямы – пострашнее воздушных. Часть действия происходит в воздухе, где главные герои демонстрируют трюки высшего пилотажа. Кстати, аниматоры до того как запустить самолетики в небо, досконально изучили предмет. Консультанты из летчиков говорят, что таких виражей не бывает, но в принципе могут и быть.
Персонажи (самолеты) – пузаты, большеглазы, точно как их предшественники тачки. «Мы не боимся сходства, – говорит актер Андрей Мерзликин. – Почему бы не использовать артефакты, чьи-то достижения, мы же играем в свою игру». Ольга Лопато резюмирует: «Мы не смогли уйти от «Тачек», признаю – сходство есть».
Герои «От винта» – это юный истребитель Су-27 по имени Витязь (Алексей Франдетти), похожий на молодого дельфина; его возлюбленная – легкий самолетик Молния (Антонина Березка) цвета сирени; ее дед, он же тренер – бывалый самолет времен Второй мировой войны (Валентин Гафт); коварный, злобный истребитель Гром (Андрей Мерзликин) и другие самолеты- пенсионеры.
Юный истребитель Витязь даже мечтать не мог, что будет участвовать в грандиозном авиашоу. Его перепутали с другим самолетом, и пришлось ему срочно искать тренера, чтобы подготовиться к соревнованиям. Но истребитель Гром строит против него всевозможные козни, а любимая «девушка» не всегда с ним честна. На протяжении всего фильма «Кукурузники», Яки и МиГи учат друг друга жизни, чтобы доказать несмышленым зрителям – они не груда бездушного металла, а узнаваемые архетипы людей. Для детей такое кино слишком про бабушек-дедушек, для взрослых – детский сад.
Зачинщики «От винта» поставили благородную цель: под маской непритязательной истории говорить о вечных ценностях, как это делал PIXAR в фильмах «ВАЛЛИ», «Вверх», «История игрушек», «Тачки». В каком-то смысле у них это получилось. Главный урок жизни преподнесен внушительно-упоительным голосом Гафта, который, по словам Ольги Лопато, переписывал себя раз сто. Более требовательного к своему голосу артиста аниматоры еще не встречали. Но даже такие замечательные артисты, как Валентин Гафт, не спасли фильм, а только подчеркнули, что анимация – это не театр «одного актера», и второго шанса переиграть, переделать сцену уже не будет.