Posted 12 августа 2012, 20:00
Published 12 августа 2012, 20:00
Modified 8 марта, 05:33
Updated 8 марта, 05:33
Прогноз Banque de France более пессимистичен, чем у государственного статистического управления Insee. В июне оно утверждало, что во втором квартале страну ждет нулевой рост экономики, на третий квартал обещало небольшой рост в 0,1%. Прогноз Центробанка традиционно считается во Франции более надежным, чем прогноз правительства. Доверять банкирам больше правительственных чиновников невольно заставляют последние события. В прошлом месяце кабинет министров был вынужден снизить собственный прогноз по развитию экономики в 2012 году с 0,4 до 0,3%, а на 2013 год – с 1,7 до 1,2%. Впрочем, в МВФ даже после такой корректировки посчитали, что правительство настроено чересчур оптимистично.
Неутешительный прогноз главного банка страны основывается на данных статистики за первую половину 2012 года. Импорт превысил экспорт на 34,9 млрд. евро, что, по мнению министра внешней торговли Николь Брик, объясняется не столько внутрифранцузскими причинами, сколько свидетельствует об ослаблении мировой экономики и усилении кризиса в Европе. Неуверенность в судьбе евро и многочисленные, связанные с непрочным положением единой валюты проблемы заставляют как бизнесменов, так и простых потребителей не торопиться с принятием решением о больших покупках и расходах. Индекс делового оптимизма сейчас самый низкий за последние три года.
Особенно сильно пострадали от кризиса французский автопром и строительство. Продажи машин в апреле – июне снизились на 7% по сравнению со вторым кварталом 2011 года, а объем нового жилищного строительства сократился во втором квартале на 14% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Тяжелая ситуация сложилась у флагмана французской автомобилестроительной промышленности – PSA Peugeot Citroen, на который приходится почти две трети производства машин во Франции. В июле компания объявила о планах уволить восемь тыс. человек, объяснив свое решение экономическими трудностями и убытками по итогам первой половины года в размере 819 млн. евро. Неприятности в этих двух трудоемких секторах экономики спровоцировали рост безработицы в июне до 10,1%. Еще 5% трудоспособного населения работают меньше времени, чем хотели бы.
Президента Олланда, пришедшего к власти в немалой степени благодаря планам повысить занятость и заставить экономику расти, ждет в сентябре нелегкий выбор. С одной стороны, необходимо выполнять обещания Евросоюзу о снижении дефицита бюджета до 4,5% ВВП к концу этого года, а в следующем – до разрешенных ЕС 3%. С другой – нужно как-то объясниться с избирателями. Ведь борьба с бюджетным дефицитом, проводимая путем снижения госрасходов, если верить прогнозу Центробанка, не повлечет ни снижения уровня безработицы, ни экономического роста. Не лучшим фоном для объяснения с избирателями станет и намечающийся раскол в Социалистической партии по вопросу о Европейском фискальном пакте, ужесточающий финансовую дисциплину в ЕС. Олланд во время избирательной кампании уверял, что ни за что его не ратифицирует без существенных изменений. Однако сейчас, похоже, пошел на попятную и готов согласиться с условиями, предложенными немцами, что вызывает очень большое недовольство его однопартийцев. Таким образом, рецессию Франция встретит жаркими политическими баталиями, победить в которых президенту будет нелегко.