Вчера на 81-м году жизни не стало выдающегося театрального режиссера и педагога Петра Наумовича Фоменко. Без своего мастера остался созданный им дом-театр «Мастерская Петра Фоменко». С его уходом осиротел весь театральный мир.
Петр Наумович был той высотой в русском театре, на которую ориентировались, был тем Атлантом, который, по словам коллег, держал все культурное сообщество и не давал снизойти до пошлости, блефа. Кажется, Чехов, говоря о Толстом, писал, что на каждом веку есть такие сильные люди, которые не дают миру упасть, которые пока живы, знаешь, что все будет хорошо. И Петр Наумович Фоменко несомненно был таким человеком для культурного мира. Он не любил в свой адрес высокопарных слов, был Мастером, который не давал своему театру забронзоветь, поскольку всегда остерегался всего фальшивого.
В 1988 году Петр Фоменко набрал в ГИТИСе свой первый курс студентов, который и стал основой молодого театра «Мастерская Петра Фоменко». С того времени по сегодняшний день спектакли «Мастерской» становились настоящими событиями, взрывали театральные будни. Один из редких московских театров, на постановки которого зрители записываются за полгода.
Петр Наумович неоднократно в своих немногочисленных интервью подчеркивал, что «если не можешь учиться у того, кого учишь, лишаешься права быть педагогом». Он был учителем и учеником. Во многом благодаря этому правилу Мастера развивался и каждый раз удивлял его театр. Ученики называли Фоменко «великим лицедеем и провокатором», одновременно с этим он был беззаветно верен традициям русского репертуарного театра.
За творческую жизнь Петр Наумович Фоменко создал более шестидесяти спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Вроцлава, Зальцбурга и Парижа. Среди спектаклей, поставленных за последние 20 лет, – «Волки и овцы», «Одна абсолютно счастливая деревня», «Семейное счастие», «Война и мир. Начало романа. Сцены», «Он был титулярный советник», «Три сестры», «Прости нас, Жан-Батист», «Как жаль», «Бесприданница», «Сказки Арденского леса» и «Триптих».
Панихида по Петру Фоменко пройдет в понедельник, 13 августа, в театре «Мастерская Петра Фоменко».
Композитор Сергей НИКИТИН: – Для меня уход Петра Фоменко – личная утрата. Близкий по духу, родной человек… Мы встретились в 1967 году, когда Петр Наумович пришел в драмкружок МГУ на Ленгорах, чтобы поставить спектакль о Михаиле Светлове. И буквально у нас на глазах родился ТЕАТР. Все, кто имел счастье работать с Фоменко, были в него влюблены. У Мастера была уникальная способность создавать атмосферу театрального действа практически на любом материале, вызывать к жизни самые лучшие качества актеров, художников, музыкантов. Да, он был волшебником. И диктатором. Но диктатура эта была основана на любви к Искусству Театра. Ректор Театрального института им. Щукина Евгений КНЯЗЕВ: – Тяжело что-либо говорить… Я думаю, что мы сейчас даже не осознаем масштаба бедствия, которое мы терпим в связи с уходом Петра Наумовича. Не только мы, но и мировая театральная общественность. Он родился и рос в тот период, когда театр был значим – и социально, и нравственно. И он умел этим жить. Для меня лично Петр Наумович – Учитель, несмотря на то, что я у него никогда не учился, только репетировал спектакли. Потому что он своей жизнью, своей преданностью театру научил меня любить театр и ревностно ему служить. Точнее, он Мастер – только так, с большой буквы. Он принадлежал к великому поколению театрального реализма. Я абсолютно уверен в том, что, несмотря на то, что он бежал от юбилея, который не захотел праздновать, и ушел так, как будто бы специально, чтобы никому не досаждать, я думаю, что театральное сообщество не отпустит его так легко. Потому что он – фигура номер один в театре. И сейчас очень трудно употребить прошедшее время – «был». А те, кто считает себя его учениками, обязаны, работая дальше, оборачиваться на него. У него настоящий театр, подлинный, яркий, разный... Я вот только сейчас подумал, какое счастье, что его имя не надо присваивать никакому театру, у него есть уже свой театр, который называется «Мастерская Петра Фоменко». И пусть Мастерская развивается, пусть дух Петра Наумовича живет в ней. Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ: – Я знал Петра Наумовича много лет, примерно с 1964 года. Дело в том, что в 1964 году в Театре на Таганке (который тогда назывался Театром драмы и комедии) шел спектакль по моей пьесе «Хочу быть честным», а Петр Наумович был там приглашенным режиссером. Там же я видел одну из его первых театральных работ под названием «Микрорайон». Постановка была замечательная. Спектакль «Хочу быть честным» не получился просто потому, что театр был еще молодой, в пьесе требовались характерные роли, характерные актеры. В общем, театр был еще без лица, был интересным, но представлял из себя все-таки некий ансамбль. Но, несмотря на эту неудачу, мы подружились с Петром Наумовичем, и я считаю его крупным режиссером. Потом я долгое время отсутствовал в России, а когда вернулся, узнал, что Петра Наумовича оценили по достоинству, что он стал одним из ведущих режиссеров в стране. Все его спектакли отличаются своеобразием, глубиной, они всегда представляют из себя нечто большее, чем просто театр. Не могу сказать, что последние годы был очень близок с Петром Наумовичем, но для нас всех это, безусловно, большая утрата, и я воспринимаю ее как личную. Записали Елена РЫЖОВА, Катерина СЕРЕБРЕННИКОВА |