Актриса Елена Захарова

10 августа 2012, 00:00
Лето – активная пора для проведения различных кинофестивалей. Елена ЗАХАРОВА – их частый гость – в интервью «Новым Известиям» рассказала о том, как она была в жюри египетского кинофестиваля, почему не хочет, чтоб ее считали «сериальной» актрисой, а также о том, кого она считает своими кумирами в театре и кино.

– Этим летом вы были гостем двух кинофестивалей: ММКФ и «Кинотавра». Поделитесь впечатлениями, вы ведь постоянный участник фестивалей, можете сравнить…

– Вообще-то, я несколько лет уже не была на «Кинотавре», но очень люблю этот фестиваль. Не только потому, что ты смотришь хорошие фильмы, но там ты еще можешь встретиться с огромным числом друзей, с которыми не успеваешь встречаться в Москве в течение года, а то и двух… То есть фестиваль – это лишний повод встретиться с друзьями, коллегами. Мы были на «Кинотавре» вместе с Ирой Гриневой, Катей Вуличенко, Дашей Калмыковой. Вот про актрис часто говорят, что они не могут дружить, а у меня много подруг-актрис, и я этому очень рада.

– А доводилось быть членом жюри на каком-нибудь фестивале?

– Да, у меня был очень интересный опыт: я была приглашена в жюри на кинофестиваль в Каире. Сначала восприняла это просто как экзотику. И вдруг прилетаю в Каир и понимаю, что это потрясающий фестиваль. Туда уже тридцать лет слетаются звезды со всего мира (хотя не знаю, как теперь, в связи с последними событиями). И пусть это не Канны, и не вручение премии «Оскар», но в каком дворце, с каким размахом все проходило, в каких все были восточных нарядах изумительной красоты! Закрытие фестиваля проходило возле пирамид и было безумно красиво! Мы смотрели по три фильма в день (на английском языке, естественно), жюри было со всего мира, я была одна от России. Помню, меня поразил китайский фильм «Дорога» (здесь его так и не показали), роскошный индийский фильм «Отелло» (мастерски сделанная современная история по мотивам Шекспира). Так что фестивали бывают разные и интересные, а я еще очень люблю Московский фестиваль…

– Вы в нем участвовали?

– Хотелось быть участником, но пока на ММКФ, к сожалению, не было фильмов с моим участием. В этом году мне запомнился фильм-открытие Каннского фестиваля «Королевство полной луны», который был включен в программу 8 1/2 фильмов на ММКФ. Очень глубоким мне показался итальянский фильм «Присутствие великолепия», включенный в программу основного конкурса, и сильное впечатление произвел фильм «Отбросы» британского режиссера Тинджи Кришнана, который победил.

– Елена, вы снимаетесь в кино достаточно много…

– Я не считаю себя востребованной в кино. Я начинала сниматься со второго курса. Первый мой фильм – «Приют комедиантов» с Лидией Смирновой и Ваней Охлобыстиным. Там были две главные женские роли: Лидии Николаевны и моя (я ее внучку играла). Я первая с курса начала сниматься в кино, и после этого фильма (а это был 97-й или 96-й год) я помню, что меня постоянно приглашали, было одновременно предложений по шесть или семь в год, и везде меня утверждали, а потом случился кризис. Года четыре ничего не снималось, только реклама, и я в ней снималась, нужно же было как-то жить, и не хотелось ведь в годы простоя терять какую-то квалификацию. И вдруг потом услышала: «А вот этот режиссер никогда не возьмет того, кто снимался в рекламе». Так стало обидно…

– Зарабатывать-то да, но, мне кажется, что о квалификации на сериалах как-то речь не идет…

– Ну, я неправильно выразилась – не квалификацию. Но все равно, моя актерская природа хотя бы была задействована. Если ты артист нормальный, не халтурщик, если ты полноценно включаешься в действо… Знаете, обидно, когда про меня пишут – «звезда сериала «Кадетство»…

– Да, как раз хотела вас об этом спросить: не надоело это слышать?

– Я ведь не только в сериале «Кадетство» снималась! У меня больше пятидесяти работ! Я работала с Питером Штайном! У меня много театральных работ! Один из самых любимых спектаклей – «Машенька» по Набокову. Люди, которые его видели, спустя пять-шесть лет ко мне подходят и говорят, какой был хороший спектакль. Я понимаю, что у меня есть хорошая база, и смыслом моей жизни не было стать звездой сериалов, упаси бог! И, может быть, не каждый фильм – шедевр. Но на фестивалях очень любят, когда фильмы такие черные-черные, беспросветные, все умерли, понимаете, а я смотрю и думаю: «Боже мой, и почему за это дают призы?»

– На театральных фестивалях призы тоже не за комедии вручают…

– Понимаете, театр – это все-таки другое. Нельзя же, например, про «Гамлета» сказать, что это чернуха… Как говорил один из моих любимых педагогов Михаил Борисович Борисов: «Понимаете, если взять пьесу Пупкина, то она тебя потянет, как камень на дно, а если взять Чехова, он тебя поднимет в любом случае, потому что это – материал!» Мне повезло: когда я снималась в «Кадетстве», особенно вначале, это было неплохо написано, была история взаимоотношений. А бывает, что читаешь и не понимаешь, ни про что, ни для чего… Фильм снимается просто для того, чтобы потом туда вставить рекламу и продать. Это очень грустно.

– Расскажите о вашей недавней работе – «У бога свои планы», что это за фильм?

– Это очень интересная история, снятая режиссером Дмитрием Тюриным, правда, не для кино, а для телевидения. Когда прочитала сценарий, была удивлена, что мне предложили роль детдомовки, суррогатной матери пятерых детей. Глядя на меня, в это сложно поверить. Но пробы режиссеру очень понравились, и это была такая интересная работа! Фильм должен выйти осенью или зимой.

– На какую роль вы бы не согласились ни за какие деньги?

– Наверное, на то, что как-то будет связано с делами религии, против Бога. Важно, что артист несет, какой посыл дает зрителям своей работой. Нам говорили, когда мы учились: сцена возвышается над залом, и человек должен иметь право там стоять…

– А кто же тогда будет отрицательные роли играть?

– Отрицательные роли можно играть, я тоже играла отрицательные, не думайте, что я вся такая правильная. Я не хочу играть только положительных мотыльков, но мне страшно, когда какая-то мистика. Мне кажется, что не надо лишнее к себе притягивать…

– В одном из интервью вы сказали, что ваш любимый актер – Евгений Миронов, а из актрис – Жюльет Бинош и Вивьен Ли. А русских актрис можете назвать?

– Ну, мне и Маргарита Терехова очень нравится, и Анастасия Вертинская. Говоря о нашем поколении, Чулпан Хаматову не могу не выделить, и подруги мои мне нравятся: Ира Гринева, Катя Редникова… А про западных актрис хочу сказать: Вивьен Ли, обладая невероятной красотой, хрупкостью, была очень сильной, талантливой женщиной. И Жюльет Бинош всегда играет такие потрясающие роли! Боже мой, как же мне хочется играть такие роли!

– Вы ведь английским языком владеете. Не было желания поехать и попробовать себя там?

– Как-то страшно все бросать. Многие подобные истории заканчиваются не очень… А просто сняться в зарубежном кино было бы очень интересно.

Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

– Ваша актерская биография началась с детских выступлений. У вас не было в планах другой профессии?

– Я с детства занималась танцами, а дальше все получилось. Во многом благодаря маме. Она сама мечтала стать актрисой, но не пошла поступать потому, что встретила папу, влюбилась, я родилась… А уже во мне ее мечта воплотилась. Но мне и самой это было всегда интересно, иначе я бы не стала актрисой.

– Признайтесь, кастинг – процесс унизительный?

– Знаете, смотря какой. Конечно, сейчас для меня прийти и начать представляться, рассказывать свою биографию как-то смешно. К сожалению, мне кажется, кинорежиссеры в театры редко ходят, и многие театр вообще не любят. Но кастинг кастингу рознь, если это встреча с режиссером, то, конечно, надо поговорить. Все равно режиссеру необходимо увидеть тебя в ансамбле, в гриме, с партнерами, так что я не думаю, что это унизительно. Это – волнительно, особенно, когда ты в первый раз видишь режиссера, а он тебя.

– У вас такой плотный график, когда же работать над собой, самосовершенствоваться?

– Бывают иногда выходные, тогда еду к родителям на дачу, читаю там много...

– А что читаете?

– Ну, разные книги, духовную литературу…

– Вы воцерковленный человек?

– Да, хожу в храм, стараюсь, но не всегда есть возможность прийти на исповедь к восьми утра, если репетиции потом. Я в апреле была в Израиле, перед Пасхой, такая невероятная поездка была: на службу вставала к семи-восьми утра, это просто божья благодать. Когда-то с нами в Щукинском училище учился один человек, Игорь, он сейчас стал архимандритом русской миссии Иерусалима. И я так ему благодарна, что он смог нам что-то рассказать и показать!

– Вы замечаете, что происходит сегодня в нашей культуре, или живете в каком-то своем мире?

– Конечно, и меня какие-то вещи пугают, а какие-то радуют. Мне кажется, люди стали в последнее время духовнее. Я хожу на службы и вижу там огромное число людей совершенно разного возраста, а в церковь я ходила, даже когда еще была школьницей.

– Храмы – это все-таки не светская культура…

– Да, согласна, но я просто говорю о духовности. А что касается культуры... Мне сложно судить, но когда я прихожу в театр на хорошие спектакли, то вижу полные залы, вижу много хороших постановок…

– Вы так положительно ко всему относитесь, а можно конкретней, что вас в этом театральном сезоне впечатлило?

– Мы говорили про Женю Миронова, что он один из моих любимых артистов, потому что я видела, как он работает, когда он репетировал Гамлета, а я Офелию, с тех пор Женя для меня огромный пример. Это талант плюс потрясающее трудолюбие. Глядя на Миронова, понимаешь, что артист ленивым быть не может, а еще он очень хороший человек, поэтому является для меня еще и кумиром. Я очень люблю Някрошюса, и все его спектакли меня впечатляют. С большим удовольствием в этом сезоне посмотрела «Мастера и Маргариту» в МХТ, «Анну Каренину» в Вахтанговском театре. Есть театры, в которые я уверенно иду, зная уровень. Это МХТ, «Современник», Театр Вахтангова и театр Фоменко. А вообще, театр – живой организм, он может в какой-то период немного сдать, заболеть, подустать, а потом снова встать. Не может быть тридцать лет подряд колоссального драйва, успеха…

#Новости #Культура #Актеры и роли #ЛАРИСА КАНЕВСКАЯ
Подпишитесь