Выставка эта расположилась в самом сердце главного здания музея – большом белом зале. И это не случайно – с апреля здесь открыта экспозиция, посвященная истории музея и его коллекций. Теперь кураторы предлагают нам после знакомства с былыми временами музея увидеть его настоящее. От зорких объективов 29 фотографов не утаился ни один из аспектов существования музея – здесь можно увидеть и его посетителей (увлеченных, изможденных или сентиментальных), работников (как эфемерных научных сотрудников, так и простых смотрителей залов), и, конечно же, тайную жизнь самих предметов искусства.
Довольно весомая часть фотографий представляет Пушкинский музей как памятник архитектуры. И если вспомнить его историю, то такой подход начинает казаться вполне правомочным. Ведь изначально музей задумывался как коллекция слепков и копий важнейших произведений искусства различных стран и периодов. Лишь позже в него стали попадать настоящие предметы искусства (в основном – из национализированных коллекций дворянских семей). Так что долгое время архитектура была самой подлинной частью музея. И хотя теперь залы музея полны сокровищ, сама постройка начала XX века также стала памятником искусства.
Пожалуй, самая занимательная часть экспозиции – фотографии посетителей музея. Это целая галерея персонажей: от самых маленьких (то скучающих, то в увлечении чуть ли не заныривающих в витрины) до самых пожилых; от репортажных фотографий посетителей нашумевшей и собравшей невиданные очереди выставки «Джоконды» (Виктор Ахломов) до посетителей сегодняшних (в работах Алексея Мякишева и Эмиля Гатауллина).
Представлены на выставке и работы совершенно другого рода – не документальные отпечатки реальности, но попытки ее художественного преображения и переосмысления. Среди них наиболее интересны серия Дмитрия Орлова и Натальи Пустынниковой «Пределы узнавания». Впечатляют также и фотографии Андрея Чежина из серии «Слепки грез», в которых слепки скульптур как бы растворяются в пространстве, превращаясь то ли в мечту о мечте, то ли в сон во сне – одним словом, напоминающие о неуловимой сути искусства.
И, наконец, третья часть экспозиции (пожалуй, наименее внятная) представляет фотографии, на создание которых авторов якобы вдохновили представленные в музее экспонаты. Это совершенно самостоятельные работы именитых мастеров, которые, если и вступают в «разговор» с некоторыми из музейных предметов, то только лишь по строгому кураторскому указанию.
Как бы то ни было, выставка (хоть и выбивающаяся из общей картины юбилейного года как концепцией, так и некоторой невнятностью исполнения) выполняет свою функцию. Это самый настоящий фотоальбом о памятном событии – чем более разнообразный, тем более интересный для рассматривания.