Posted 16 июля 2012, 20:00

Published 16 июля 2012, 20:00

Modified 8 марта, 05:48

Updated 8 марта, 05:48

Ошибка машинистки

16 июля 2012, 20:00
В понедельник 16 июля исполнилось 200 лет со дня начала формирования народного ополчения для защиты Москвы от войск Наполеона. Местом сбора московского ополчения стали казармы в западном предместье Первопрестольной – Хамовниках. Комплекс зданий избежал столичного пожара, пережил советский период и стал местом битвы гра

Казармы в Хамовниках возвели в 1806–1808 годах, хотя их необходимость признал еще Павел I – в XVIII веке централизованных общежитий у солдат не было, а пускать их на постой вменялось в обязанность всем домовладельцам. Комплекс в стиле классицизма, рассчитанный на три полка, построил зодчий Матвей Казаков по проекту Луиджи Руска. Три двухэтажных (позднее надстроенных) жилых корпуса разместились вдоль Хамовнического плаца (сейчас – Комсомольского проспекта). По их флангам расположились два хозяйственных блока – это были одноэтажные прямоугольные корпуса с внутренними дворами.

Здания пережили пожар 1812 года, но в год 200-летия одно из зданий ансамбля Хамовнических казарм – Кавалерийские конюшни – было снесено. Произошло это по ошибке машинистки: дом №24 по Комсомольскому проспекту почему-то не был упомянут в тексте указа президента Бориса Ельцина от 1995 года, подтверждающего закрепленный за казармами статус памятника федерального значения. Спустя 11 лет чиновники Департамента культурного наследия Москвы обнаружили неточность в документах, и в 2006 году конюшни признали памятником регионального значения. Однако спустя две недели статус по неизвестным причинам был отозван. Инвестор, ООО «Альфа-миг», тут же заявил о сносе здания. В течение двух лет градозащитники пытались приостановить работы по сносу. И даже добились своего. Однако обнесенное лесами и уже лишенное кровли здание пришло в аварийное состояние и восстановлению уже не подлежало.

Теперь на месте конюшен появился новодел – одноэтажный корпус желтого цвета, вытянувшийся вдоль переулка Хользунова сразу при выходе из метро «Фрунзенская» и занятый сейчас многочисленными магазинами и заведениями общепита. Как убедились корреспонденты «НИ», новодел, возведенный на месте конюшен, если не в точности повторяет оригинал, то в ансамбль Хамовнических казарм вписывается. Выдает его лишь ухоженность, которой прочие дома комплекса не обладают: дом №18, который занимает сейчас Центральный военный оркестр Министерства обороны РФ, покрыт облезающей штукатуркой. В доме № 22/2 видны заколоченные фанерой окна и большое количество мусора во дворе. Центральный дом №20, по всей видимости, недавно ремонтировался, однако качество ремонта оставляет желать лучшего: чего стоят хотя бы «заплаты» краски на оконных рамах. У входа в центральный корпус есть гранитная табличка, установленная к 150-летию знаменательного события в 1962 году: «Здесь во время Отечественной войны 1812 года формировались полки московского ополчения». В сборный пункт ополчения, находившийся тут, летом и осенью 1812-го пришли около 34 тыс. человек. В их числе был и молодой студент Московского университета Александр Грибоедов. Многие из ополченцев не вернулись в Москву с полей Бородина и Тарутина, из-под Малоярославца и Вязьмы.

Подпишитесь