Posted 4 июля 2012, 20:00
Published 4 июля 2012, 20:00
Modified 8 марта, 05:28
Updated 8 марта, 05:28
О существовании механизма, посредством которого некоторые частицы во время Большого взрыва приобрели массу, а другие остались «бестелесными», шотландский ученый Питер Хиггс догадался во время горной прогулки в далеком 1964 году. И вот на семинаре, состоявшемся вчера в ЦЕРН, физики двух параллельно работающих в эксперименте детекторных систем Большого адронного коллайдера ATLAS и CMS представили свои последние результаты. Ученые с максимальной вероятностью подтвердили существование долгожданной «частицы Бога», как еще называют бозон Хиггса. Значение этого эпохального для науки события разъяснил вчера «НИ» научный атташе ЦЕРН Петр ЛЕВЧЕНКО.
– Петр, во-первых, от души поздравляем вас и ваших коллег. Как тут не вспомнить сакраментальное «ищите и обрящете»!
– Да, действительно, эту частицу искали несколько десятилетий, и не только у нас на Большом адронном коллайдере, который, собственно, и был построен ради того, чтобы найти бозон Хиггса. Искали американские физики из института Ферми, российские коллеги из Серпухова. Так что можно сказать, что сегодняшний результат – это усилия коллективного разума ученых многих стран мира.
– Какова уверенность, что найден именно он, таинственный и неуловимый бозон Хиггса?
– Уровень вероятности максимальный – 5 сигм. То есть на 99,9936 процента мы уверены, что частица Хиггса существует. Вот почему сегодня и стало возможным объявить об этом событии. Генеральный директор ЦЕРН Рольф Хойер на сегодняшней конференции сказал, что обнаружение частицы, соответствующей бозону Хиггса, прольет свет на свойства новых частиц и, скорее всего, на другие тайны Вселенной. Еще четыре года назад во время запуска Большого адронного коллайдера предприятие очень многим скептикам казалось бесперспективным. Слишком долго, если соизмерять не с вечностью, а с человеческой жизнью, шли поиски бозона – искали долго и тщетно. Но скептики ошибались. Сегодня на «презентацию бозона» прилетел его «прародитель» – сам Питер Хиггс. Он хорошо выглядит, несмотря на свой преклонный возраст, и, конечно, невероятно счастлив. Он признался: «Я не ожидал, что при моей жизни такое может случиться». Хиггс вспомнил, что, когда в начале шестидесятых он написал для какого-то журнала статью, где высказал предположение о возможности существования механизма, при котором некоторые частицы во время Большого взрыва приобрели массу, а другие, к примеру фотоны, остались «бестелесными», редактор спросил его: «Ты что-то нафантазировал, да?» Как видим, «фантазия» оказалась заразительной. Многие ученые загорелись идеей поймать гипотетический бозон Хиггса, он получил полуофициальное название «частица Бога». Ведь частица эта и невидима, и вездесуща, и все держится (по замыслу не только Хиггса, но и, очевидно, самого Создателя) на ее незримом присутствии.
– Заслуга Хиггса состоит в том, что он первым озвучил возможность существования новой частицы?
– Да, и к тому же в точности предсказал ее массу.
– Чем будет заниматься научное сообщество дальше?
– Все только начинается. Бозон Хиггса – это только подсказка, путь к новым, самым невероятным открытиям в области физики высоких энергий. Вообще, изыскания в этой области – процесс, если можно так выразиться, самообучающийся. Постепенно станет ясно, является ли пойманный сигнал тем самым бозоном Хиггса, каким он и представлялся физикам в качестве последней недостающей составляющей Стандартной модели мира, или же это нечто совершенно иное и еще более непознанное. Считается, что сейчас человечеству открыто лишь 4% общего объема Вселенной. Более экзотические версии бозона Хиггса могут помочь нам приблизиться в своем понимании к остальным 96% Вселенной и всего мироздания.